Найти тему
Оля Тихонова

Я – фактор стресса для вашего ребёнка, но вы мне за это платите

Оглавление

©, Оля Тихонова, 2021 Рубрикатор

Грустные записки организатора весёлых праздников

Много лет назад (семь или восемь) я перестала принимать заказы на уличные Выпускные из детского сада. Естественно, не просто так, а после конкретного праздника, который переполнил чашу терпения.

Да, свежий воздух полезен для здоровья... Да, детям полезно гулять и бегать...
Но, нет, я гулять и бегать с детьми не буду, потому что
я – не для «гулять и бегать», я – для «праздник и программа». Возможно, между «бегать» и «праздник» существует какая-то корреляция, но между «гулять» и «программа» – дистанция огромного размера!

Уличный праздник (тем более Выпускной, тем более Выпускной для семилеток) – это что-то среднее между прогулкой, дракой и хаотичной беготнёй. Не имеет смысла выбирать программу, терзая меня: «А что будет?!».

Будет ровно то, о чём я написала: прогулка, драка и хаотичная беготня.

Озверевшие семилетки в количестве 20-30 и более штук...

Не говорите мне, что так о детях нельзя! Мне можно. У меня позавчера был Выпускной из детского сада на улице.

Озверевшие семилетки набросятся на аниматора и начнут вырывать у него из рук реквизит, срывать одежду (не шутка!), пинаться, бить руками и головой, виснуть по три-четыре человека за раз, одновременно орать «Дураки! Письки! Какашки!»... и весь этот зоопарк будет продолжаться минут сорок пока часть из них (самая буйная) не «отвалится», то есть уйдёт, наконец, развлекаться по собственной программе в кусты, на горку, к родителям.

Уйдут они по одной причине – мы дадим отпор и не позволим им делать то, что они хотят, а именно: драться, пинаться, обзываться, рвать костюмы, ломать микрофоны, короче, всеми доступными им способами срывать мероприятие. Тогда им, конечно же, сразу станет «СКУЧНО и НЕИНТЕРЕСНО».

С остальными детьми мы будем вести то, что осталось от программы (какую-то её часть или её подобие).

Семилетние дети (почти все) пребывают в кризисе семилетнего возраста и моментами (в состоянии стресса) становятся крайне агрессивными, неадекватными, неприятными и невыносимыми. В этом нет их вины, просто таковы особенности роста и развития человека.
Задача взрослых облегчить детям существование в такие моменты, уменьшит стрессовую нагрузку на психику.
Но взрослые, обычно, всё делают с точностью до наоборот!

Сначала взрослые вгоняют детей в стресс.

Публичное выступление с песнями-танцами-стихами – это стресс.

Если вы до сих пор думали, что «детки же веселятся» и «им же нравится выступать», то больше так не думайте. В семь лет они уже НЕ веселятся и им НЕ нравится выступать, просто вы не оставили им выбора.

Поставьте себя на место ребёнка, который должен в течение полутора-двух часов «работать по сценарию», «хорошо себя вести», терпеть непонятные и нудные речи взрослых, сидя тихонько на стульчике. Поставьте себя на место семилетки, доросшего до осознания «приятного» факта жизни – тебя оценивают со стороны чужие люди.

Представьте, что вот сейчас лично вы должны выйти на сцену и под фото и видеокамерами предъявить свои таланты нескольким десяткам оценивающих вас взрослых. Как вам, комфортно?

Даже за деньги вы вряд ли захотите оказаться на месте своего выпускника (или на моём).

Вот и ему, утратившему к семи годам детскую непосредственность, не переносящему критики, формирующему свою самооценку в зависимости от оценки окружающих, ТЯЖЕЛО.

Однако взрослые, словно сговорившись, стремятся усугубить ситуацию.

Воспитатели изо дня в день в течение нескольких месяцев «накручивают» детей, раздувая значимость детского концерта до вселенских масштабов. Создаётся впечатление, что от успешности чтения стихов детьми зависит их (воспитательская) жизнь и личное счастье. По этой причине в садах детей «дрючат и дрючат» особенно в последний месяц перед Выпускным.

Родители ни на шаг не отстают от воспитателей. Три-четыре месяца всем родительским сообществом они ГОТОВЯТСЯ к Выпускному: собирают деньги, согласовывают фуршет и анимационную программу, скандалят друг с другом из-за дороговизны всего и вся. Дети же, наблюдая родительский нервяк, истолковывают его определённым образом: «мама так старалась, я боюсь/не должен/не имею права всё испортить», «я должен хорошо себя вести/быть хорошим мальчиком/быть хорошей девочкой» и потихоньку накапливают тревогу.

За месяц до выпускного начинают выбирать платья и костюмы. Детям в целом наплевать, но раз для мамы это настолько значимо... Тяжелее всего девочкам. В конце-концов каждая оказывается целиком погружена в проблему платья, и весь мир для неё сужается до маленькой точки 34 размера! Мальчикам в этом плане легче, для них одежда менее значима, поэтому они могут позволить себе саботировать процесс выбора и не включаться в него эмоционально.

Накануне Выпускного и воспитатели и родители не преминут напомнить, что вот завтра... И снова по кругу: ты должен «хорошо себя вести», выглядеть красиво, выступать отлично (не дай бог забудешь слова, поэтому давай повторим всё сначала, и плевать, что двенадцатый час ночи!).

С утра девочек тащат на прически и макияж (иногда на маникюр), натягивают на них пластмассовые платья, а на мальчиков костюмы-тройки; детям запрещают бегать-прыгать-пачкаться и снова надо «хорошо себя вести».

Перед началом концерта накал страстей достигает апогея: все мечутся из угла в угол, переодевают, причесывают, выясняют кто и что забыл дома, ищут вазы и утюг, повторяют стихи, «прогоняют в последний раз», напоминают, что каждый обязан «хорошо себя вести», изображают важность, кричат на детей...

Потому что кричать друг на друга взрослым нельзя, а так хочется!

Детей трясёт, родителей трясёт, воспитателей трясёт... Взрослые натужно улыбаются, изображая радость; дети ошалели от переизбытка внимания и впечатлений.
Пружина стресса сжимается у всех.

Отчего всё так у взрослых?

Для воспитателей последний концерт – это отчёт о проделанной за 3-4 года работе. Зачастую, в их головах молоточком стучит: если дети выступят плохо, я плохой воспитатель = я плохая!

Молоточки в головах родителей ни чем не отличаются от молоточков воспитателей, тот же рефрен: если мой ребёнок выступит плохо, я плохая мать = я плохая!

А поскольку ни чья психика не готова переживать удар по самооценке...

Да, большинство взрослых людей существуют в состоянии семилетки – их самооценка зависит от мнения окружающих.

Кто-то должен в этот момент не дать упасть самооценке мамы и воспитательницы. Оглядитесь, есть ли здесь кто-нибудь, кроме семилетних детей? Нет? Ну, значит, им и отдуваться.

И они отдуваются.

Выпускники почти все и почти всегда очень стараются на концерте. Они танцуют парами и поодиночке, читают стихи и поют песни, играют на музыкальных инструментах и показывают гимнастические этюды, разыгрывают сценки (иногда на английском языке). Они молодцы!

Они действительно выросли и многому научились. Они научились самому главному: в нужные моменты «хорошо себя вести», волноваться, переживать, бояться, но собраться и «хорошо себя вести», мучиться в душных залах под прицелами фотоаппарата, видеокамеры и двух десятков смартфонов, но всё-таки «хорошо себя вести», битый час слушать однообразные речи, продолжая почти «хорошо себя вести» даже в состоянии стресса.

Вот видите, у них появилась способность мобилизовывать ресурсы психики в ответ на стрессовую ситуацию – это признак роста!

Однако возможности детской психики не безграничны.

После длительного нервного напряжения детям надо «разрядиться»: часик (а кому-то и два) побегать, поорать и лучше на улице. (Взрослым в этом отношении легче, они пойдут бухнут.)

Но родители, конечно же, из благих намерений («пусть детки развлекутся»), а вовсе не потому что им надо выпить-закусить, устраивают детям второй стресс – приглашают аниматоров. Не для присмотра за детьми в актуальной деятельности, а обязательно с ПРОГРАММОЙ, подробности которой они тщательно выяснили (получили в письменном виде в вайбер) и, вооружившись смартфонами, приставив к нам видеографа, предполагают наблюдать «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».

Дети же мало существовали в рамках организованной деятельности! А давайте ка им добавим, чтобы жизнь мёдом не казалась!
Уличная программа - это "прогулка". Ни в одной нашей программе не предусмотрена такая активность, как качание на качелях. Заказываете программу на улицу - не ждите эффекта "вау!"
Уличная программа - это "прогулка". Ни в одной нашей программе не предусмотрена такая активность, как качание на качелях. Заказываете программу на улицу - не ждите эффекта "вау!"

И мы приходим...

Мы заталкиваем и запихиваем и забиваем этот стресс как можно глубже в ребёнка, потому что нам за это платят.

Нам платят за программу, которая должна выглядеть как программа, где дети стройными (и обязательно!) весёлыми (и конечно же!) рядами (и непременно!) в едином порыве радостно (и никак иначе!) бегут, куда скажешь, делают, что скажешь, а в нужные моменты (с непередаваемым воодушевлением!) садятся на стульчики.

Мы можем этого добиться, мы знаем приёмы. Но среди этих приёмов нет ни одного полезного для ребёнка в состоянии стресса.
Все они, направленные на подчинение и контроль, лишь усиливают давление на детскую психику.

Мы можем оказать давление на детей, если работаем в помещении (ограниченном пространстве), тогда им некуда деваться и они вынуждены включаться в предлагаемую деятельность.
На улице у детей больше свободы, а значит больше возможностей избежать взаимодействия с нами (и они эти возможности успешно реализуют).

***

Много лет я не принимаю заказы на проведение Выпускного из детского сада на улице, после праздника, который я не забуду никогда.

Я приехала вести программу, опоздав на площадку минут на тридцать (в тот день были какие-то нереальные пробки). Но оказалось, что у детей ещё не закончился концерт.

По звонку ко мне вышла мама-заказчица и, одарив лучезарнейшей улыбкой, задорно-радостно (эдак «с огоньком») произнесла: «Ой, у нас уже три часа концерт идёт! Мы ещё не закончили... И, знаете ли, в зале душно, поэтому решили перенести на улицу».

А у меня ни аппаратуры для улицы, ни адекватного второго аниматора – «мебель на площадке» – мальчик-студент для переноски реквизита, и реквизит ни разу не для улицы.
Мне бы надо было сразу отказаться: или зал или никак! Но тогда я ещё не умела...

В общем, промариновав детей больше трёх часов в душном помещении с тухлыми речами и обильными слезами, их выпускают на нас. Описывать потерявших человеческий облик детей я не буду, только один момент...

Где-то в середине «праздника» я почувствовала как правая ладонь стала жутко мокрой. Я посмотрела вниз и увидела стоящую на коленях девочку, которая лизала мою руку.

Вот в этот момент я поняла: БОЛЬШЕ НИКОГДА!

И вот вчера я оказалась на улице с двадцатью семилетними выпускниками.
Как это произошло?
Я не знаю. Форс мажор. Сама в шоке!
Как всё прошло?
Было ровно то, о чём я уже писала: прогулка, драка и хаотичная беготня.

Ничего за эти годы не изменилось!

Похожая статья, только о Новогоднем празднике для детей начальной школы, написанная в далёком 2018...

Родители, займитесь уже своей жизнью! Оставьте детей в покое! (грустные записки организатора весёлых праздников)

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.
Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!