Найти тему
Пятикрылый недофим

Во что я верю, часть I

То, во что веришь, изменяется — примерно как вид с лестничных площадок после каждого пролёта...
То, во что веришь, изменяется — примерно как вид с лестничных площадок после каждого пролёта...

Мне представляется, что взгляд религий безнадёжно устарел, однако та истина, которую он пытался вобрать и сделать доступной для человека, по-прежнему существует. «Выплеснуть младенца вместе с водой» в данном случае довольно легко, но вряд ли разумно, и хотелось бы сформулировать свои личные представления, итог попыток связать мой ограниченный человеческий взгляд с породившей когда-то религии истиной, простроить для себя систему представлений о мире, которая смогла бы сохранить её, но отказаться от не устраивающего меня мифологического подхода с наивно-детскими сонмами богов, пророков, героев и с кучей догматов…

Во что я верю, часть первая: что есть я и откуда я?

1. Я верю в то, что я есть, что существует нечто, смотрящее на мир через мой разум, через мои чувства, через моё тело, что для меня первично именно существование этого взгляда, а не преходящие свойства мышления, не изменчивые переживания и не тело примата, то есть я отождествляю себя в первую очередь именно с этим наблюдателем. Именно он наполняет жизнью внешние части моего существа. Не наблюдаемое мертво. Наблюдатель влияет на наблюдаемое.

2. Существование того, кто смотрит, не описывается в терминах рассудка, оно не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто внешним анализом поведения человека, не поддаётся рациональному разъятию и принципиально недоступно для методов научного познания, однако абсолютно очевидно самому смотрящему.

3. Я верю в то, что есть много других существ, точно так же носящих в себе своего глубинного зрителя, наделяющего их жизнью, и в глубинное братство этих существ. Мне видится так, что наблюдатели часто происходят друг из друга, дробятся на части, в результате многие наблюдатели частично или полностью едины на более глубинных уровнях, и, поднимаясь по «лестнице наблюдателей» вверх, можно рано или поздно найти общий для двух наблюдателей источник. Возможно, такое восхождение по «лестницам наблюдателей» приводит в конечном итоге к чему-то единому, смотрящему на вообще всё сущее, но пути таких «лестниц» ветвятся, сходятся — и вообще очень запутанны. Именно идея глубинного единства наблюдателей лежит в основе термина «Бог», хотя в данный момент этот термин мне не близок.