32 подписчика

"Тень Ветра" Карлос Руис Сафон. Мысли о прочитанном

В такие моменты, немного страшновато, что книгу унесёт ветром! И название подходящее и 9 этаж...
В такие моменты, немного страшновато, что книгу унесёт ветром! И название подходящее и 9 этаж...

После знакомства с "Мариной", это был лишь вопрос времени, когда я снова вернусь к этому прекрасному, каталонскому писателю. В этот раз, я решил начать с романа, открывающего целый цикл - "Кладбище забытых".

Итак," La sombra del viento", первая же фраза в книге, заставила меня мечтательно улыбнуться, и вспомнить другое, великое испаноязычное произведение! Да, начало так было похоже на "Сто лет одиночества" Маркеса, а я волей-неволей сравниваю прочитанные книги с работами Габриэля Гарсии. И Сафон, для меня, уже близко подошёл к великому колумбийцу.

Вновь, на страницах романа, я будто возвращаюсь в Барселону, названия улиц звучат уже привычно и знакомо, вызывая внутри радость узнавания. Славно чувствуешь: вернулся домой, в город, где всё знакомо. Хотя это конечно не означает, что Барселона это рай на земле, вовсе нет, город для каждого свой, к примеру, Хасинта, второстепенная героиня книги, поначалу видела его сущим адом! Особенно на контрасте со своим маленьким, спокойным городком. В это место её привело не собственная воля, а вера в божественное провидение, в судьбу. И судьба, надо сказать, её не обманула, сбылось всё, что было её напророчено, и плохое в том числе. Но ведь и после ада ей был обещан рай!

Здесь и далее, фото автора, когда ему посчастливилось лично прикоснуться к далёкой Барселоне
Здесь и далее, фото автора, когда ему посчастливилось лично прикоснуться к далёкой Барселоне

В книге я встретил даже мысль, о том, как же на самом деле сложно пересказывать книги! То есть, делать такой вот обзор. Ведь как говорила Клара Барсело, любой пересказ, это всё попытки объяснить человеку, что такое Собор, сказав, что это вроде груды камней со шпилем! И ведь для кого-то так и будет, не все видят Собор как храм или произведение искусства, для кого-то, это просто здание. Так же и с книгами, можно пересказать любую понравившуюся книгу, но если для человека это всего лишь исписанные листы, он ничего там не увидит и не почувствует, особенно, если сама история ему не по нраву.

И всё же я пытаюсь и дальше. Без спойлеров и сильного раскрытия сюжета. "Тень ветра" настоящий, магический детектив, где сложно предугадать дальнейшее развитие событий, а событиям прошлого не вполне можно доверять. Конечно, и в самой магии позже находится рациональное объяснение, оставляющее нам только поражаться случайным совпадениям и тому, как всё же мал город Барселона, где все друг друга так или иначе знают и связаны между собой. Но а разве это не есть волшебство? Маленького Даниэля Семпере приводят в огромное книгохранилище, где он должен выбрать для себя книгу, которая определит его судьбу, которая дат начало всем приключениям! И в этом море книг, он её находит. Вот она, магия, как бы просто она не объяснялась.

Дома в Старом городе - настоящие произведения искусства!
Дома в Старом городе - настоящие произведения искусства!

И в тоже время Даниэль, хоть и увлекшийся миром книг и чудес, живёт в мире обычном. Со своими, бытовыми проблемами и страхами. В Испании лишь недавно окончилась кровавая, гражданская война, и один из главных её "героев" и преследует Семпере, и не только Даниэля, но и саму память об авторе, найденной им книги, о Хулиане Караксе.

Их судьбы поразительно похожи, иногда, даже теряешься, о ком же идёт речь? О Хулиане или о Даниэле? Судьбы похожи, они сами похожи, даже путь их изначально одинаков. Различен был итог, финал романа, где Дниэлю всё же посчастливилось не стать тем Караксом, и обрести в жизни счастье. Символично что руку к этому приложил и сам Каракс...

Лет сто назад, сеньориты слушали на таких балконах серенады!
Лет сто назад, сеньориты слушали на таких балконах серенады!

Для меня Каракс, при прочтении, стойко ассоциировался с вороном, Коракс на латыне, и этот образ очень точно ему подходит, не только мрачной птицы, но и известного американского писателя Эдгара Аллана По, с его бессмертным произведением...

Corvus Corax или ворон обыкновенный! Хотя в нашем случае - необыкновенный!
Corvus Corax или ворон обыкновенный! Хотя в нашем случае - необыкновенный!

За Даниэлем искренне интересно наблюдать, ему сопереживаешь и сочувствуешь, порой, даже через чур сильно. В самом деле, каждый знает какую-нибудь Карлу Барсело, разве дело в имени?

Другой яркий и неоднозначный персонаж, как раз таки "герой" войны Хавьер Фумеро. В книге это безжалостный полицейский, раз за разом предававший соратников и менявший стороны в годы войны, и обладающей поистине редким талантом к убийствам, так что каждый раз, его использовали только победители, и он сам был среди них. На страницах книги это безжалостный и практически бесчувственный человек, ещё в детстве его метко сравнили с хищным насекомым, не ведающем чувств, только идущим к своей неведомой цели. И к этой цели он в самом деле идёт годами, с терпением паука, ожидает он своего часа и живёт только ради этого мига мести.

По таким улочкам и бегал юный Даниэль, с тех пор тут мало что изменилось, разве что пару табличек для аудиогида!
По таким улочкам и бегал юный Даниэль, с тех пор тут мало что изменилось, разве что пару табличек для аудиогида!

Так же стоит упомянуть и Фермина, простого бездомного, с таинственным прошлым, но волею той же судьбы, ставшего верным другом Даниэля, в книге он превосходно справляется с комедийной ролью и вызывает искренний смех, за ним так же интересно наблюдать. Но смех часто скрывает нечто тёмное, так и Фермин, до ужаса боится Фумеро, и того, что тот с ним сотворил, в годы войны. В книге был момент, когда Фермин просто дошёл до сумасшествия, как только невольно вспомнил то, что было связано с теми застенками, куда Фумеро и ему подобные, бросали неугодных людей.

В заключении отмечу, роман уже не так похож на "Марину", более взрослый, хотя и "Марина" конечно не сказка! Самая стойкая ассоциация у меня всё же с Маркесом, и стиль языка и близкая культура, только вместо знойных сиест, утопающей в жаре Колумбии, прохладные дожди каталонской Барселоны, но стиль есть стиль.

Так же хорошая детективная составляющая, при прочтении то и дело ломаешь голову и гадаешь - как же всё было на самом деле? Кто этот таинственный незнакомец с обожжённым лицом, сжигающей книги Каракса, саму память о несчастном писателе?

Немного цитат:
- Некоторые вещи видны только в сумерках.
- Люди любят усложнять себе жизнь, будто она и без того недостаточно сложна.
- Книги - они как зеркала: в них лишь отражается то, что у тебя на душе.
- Мало что обманывает так, как воспоминания.
- Люди, у которых нет собственной жизни, всегда вмешиваются в чужую
- Я схватил плащ и выскочил на улицу, под дождь, туда, где меня никто не знал и не мог заглянуть в мою душу.
- Знает ли безумец о своём безумии? Или же безумны окружающие, пытающиеся убедить его в его сумасшествии, пытаясь таким образом защитить собственное иллюзорное существование?