Найти тему

"Битва Штандартов"

Король Генрих I, сын Вильгельма Завоевателя, первого правителя Англии из Нормандской династии, умер 1 декабря 1135 г. не оставив после себя наследника мужского пола. Его единственный законнорожденный сын Вильгельм Аделин утонул в 1120 г. во время крушения в проливе Ла-Манш «Белого корабля». Катастрофа повлекла за собой гибель большого количества англо-нормандских аристократов и фактически стала началом кризиса престолонаследия в Англии.

В 1127 г. Генрих I объявил своей наследницей дочь Матильду, вдовствующую императрицу Священной Римской империи и заставил англо-нормандских баронов, епископов и аббатов принести ей клятву верности. Известия о смерти отца застали Матильду вовлечённой в войну в Нормандии. Пока она разбиралась на континенте со своими проблемами, любимый племянник Генриха I и внук Вильгельма Завоевателя, Стефан Блуаский, собрал в Булони верных людей и отплыл в Англию, объявив себя законным наследником престола. Как писали впоследствии хронисты: «Стефан, пренебрегая своей клятвой верности дочери короля Генриха, искушал Бога, захватив корону Англии с дерзостью и бесстыдством, свойственными его характеру».

Сам Стефан Блуаский решительно отметал все обвинения в клятвопреступлении: «находясь на смертном одре, при многих свидетелях, король признал свою ошибку, раскаялся, освободил баронов от насильно навязанной клятвы и объявил меня законным наследником». Тем более, что сохранение порядка в королевстве превыше всяких клятв!!!

Король Англии Стефан (ок. 1092/6 г. — 25 октября 1154 г.)
Король Англии Стефан (ок. 1092/6 г. — 25 октября 1154 г.)

Свои слова Стефан подкрепил решительными действиями – в короткие сроки его сторонники заняли столицу королевства Лондон и Винчестер, где находилось казначейство Англии. Контроль над кошельком обеспечил переход на сторону Стефана армии, а за ней потянулись бароны и духовенство. Для большей части практичного англо-нормандского дворянства выбор стороны оказался достаточно прост. Уже 22 декабря 1135 г. Стефан был возведён в Лондоне на английский престол.

Однако, не все аристократы приняли самопровозглашённого короля и по всей стране прокатилась волна вооружённых выступлений в поддержку королевы Матильды. Король Шотландии Давид I отказался признавать Стефана и в 1136 г. «в целях защиты интересов племянницы» вторгся в северную Англию. Интересно, что сын шотландского короля принц Генрих присягнул на верность Стефану, получил за это в награду графство Хандингтон и тут же переметнулся на сторону отца – «как можно вести дела с этими анличанами и к тому же, клятвопреступниками».

Поначалу военные дела Стефана в английских владениях шли хорошо. Благодаря превосходству в силах, королевским войскам удалось провести ряд победоносных кампаний, подавляя разрозненные восстания. Однако, в 1138 г. власть короля впервые подверглась жестоким испытаниям. Пока английские войска усмиряли Северную Англию и отражали набеги шотландцев, в Кенте поднял знамя восстания сводный брат Матильды граф Ричард Глостер. Как только королевские войска усиленным маршем двинулись на юг, шотландская армия под началом Давида I вторглась в английские пределы.

Шотландское вторжение 1138 г.  Стратегическая карта.
Шотландское вторжение 1138 г. Стратегическая карта.

Шотландское вторжение 1138 г. отличалось особым размахом и жестокостью, шокировавшей современников. Английские монахи-летописцы сравнивали его с нашествием библейских филистимлян. «Варварские» шотландцы напрямую обвинялись в совершении всевозможных грехов и злодеяний, начиная от продажи женщин и детей в рабство и заканчивая питьём крови умерщвлённых младенцев. «Эта отвратительная армия, более жестокая, чем язычники, не почитавшая ни Бога, ни человека, разграбила всю провинцию Нортумберленд, разрушила деревни, сожгла города, церкви и дома. Они не щадили ни возраста, ни пола, убивая невинных, пронзая их копьями или остриями мечей и пресыщаясь причиняемыми ими страданиями.»

Шотландское войско насчитывало около 16 тыс. воинов. Основу армии составляли пехотные контингенты горных и равнинных шотландских кланов, норвежцы с Гебридских островов и отряды англосаксов из Лотиана. В войсках короля Давида I находилось значительное число нормандских рыцарей, которые владели землями, как в Шотландии, так и в Англии, являясь вассалами обоих королей. Важную часть сил составили контингенты английских мятежных баронов вынужденных выступить на стороне шотландцев ввиду приближения армии Давида I к их владениям. По сути, они были поставлены перед выбором – сохранять лояльность королю или лишиться титулов, земель и головы.

В условиях неспособности короля Стефана оказать отпор шотландцам, организацию обороны Северной Англии взвалил на себя престарелый архиепископ Йоркский Турстан. Тем не менее, благодаря его стараниям в приграничье была поднята настоящая «священная война» против ненавистного древнего врага. Были мобилизованы священники, которые своими яркими проповедями привели в чувство упавших духом феодалов и ободрили местное население.

-4

- Ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимлян птицам небесным и зверям земным.

- А что такое Филистимляне?!!!

- О, это настоящие мерзавцы!!!

Объединённое англо-нормандское войско собралось в Йорке в начале августа 1138 г. Несмотря на крайне тяжёлую обстановку на границе, сторонникам короля под знаменем «священной войны» удалось выставить довольно представительные силы – до 10 тыс. рыцарей, оруженосцев и пехоты. Основу войска составили вооружённые отряды северных баронов, рыцарские контингенты и ополчения из Дерби и Ноттингема. В последний момент армия была усилена отрядом рыцарей присланных королём Стефаном. Интересно, что на стороне англичан выступили шотландские контингенты под началом Роберта Брюса и Бернарда де Баллиоля.

В качестве военных вождей были выбраны наиболее влиятельные из присутствующих при войске англо-нормандских аристократов Вильгельм Омальский по прозвищу «Толстый» и Уолтер Эспек, верховный шериф Йоркшира. Роль духовного лидера принял на себя Ральф, епископ Дарема (архиепископ Турстан не мог ходить и передвигался только на носилках).

Англичане решили встретиться с шотландцами в открытом бою, приняв стратегию, на которой настаивало духовенство. Для поддержания боевого духа войска, появилась идея, выступить в поход под священными знамёнами. Возможно она была навеяна библейскими рассказами о Ковчеге Завета и израилевых племенах, которые несли в бой подвешенные на длинных шестах каменные скрижали с Десятью заповедями.

Образец "Божественной повозки". Постепенно мода на такие конструкции распространится по всей Европе. Каждый уважающий себя командующий, вольный город, либо наёмный капитан будет иметь подобное "боевое" средство, украшенное в зависимости от содержимого кошелька. В Италии повозки получат общеупотребительное название "Кароччио". В дальнейшем появится особая разновидность повозки - "Мартинелла", специальное средство для перевозки Вечевого (сигнального) колокола.
Образец "Божественной повозки". Постепенно мода на такие конструкции распространится по всей Европе. Каждый уважающий себя командующий, вольный город, либо наёмный капитан будет иметь подобное "боевое" средство, украшенное в зависимости от содержимого кошелька. В Италии повозки получат общеупотребительное название "Кароччио". В дальнейшем появится особая разновидность повозки - "Мартинелла", специальное средство для перевозки Вечевого (сигнального) колокола.

На особой повозке была установлена высокая корабельная мачта с серебряным распятием (по другой версии, серебряным сосудом для Причастия). Под ним были размещены штандарты Святого Петра, Святого Иоанна Беверлийского, Святого Уилфрида Рипонского и Святого Катберта Даремского – символы самых важных церквей Северной Англии (Йоркского собора, собора Беверли, Рипонского собора и Даремского собора). Колёсная конструкция оказалась настолько внушительной, что в походе на мачте приходилось поднимать парус, для помощи тянущим её волам. «Божественная» повозка считалась не только объектом религиозного значения, но и главным опорным пунктом английской армии, который ни при каких условиях не должен был достаться врагу.

Противники встретились 22 августа 1138 г. у местечка Норталлертон, расположенного в 16 км к югу от реки Тис, которая образовывала естественную границу Йоркшира. Не успели англичане занять высокий холм в нескольких милях к северу от города, как в предрассветном тумане показались передовые отряды шотландцев, наступавших на юг от Тисы. Поля справа и слева от англичан представляли собой торфяные топи, поэтому, несмотря на сравнительную малочисленность, королевские силы прочно перекрыли дорогу на Йорк.

Английские войска выстроились в одну плотную пехотную коробку. Боевые порядки были усилены спешенными рыцарями, вставшими щитом к щиту в первой линии. Позади них расположились ополченцы, вооружённые копьями и луками. Такое расположение придавало устойчивость английским войскам: рыцари играли роль тяжёлой пехоты, способной погасить первый натиск врага, кроме того, присутствие в строю дворян придавало уверенности ополченцам, что их не бросят, если что-то пойдёт не так.

На вершине холма была установлена знамённая повозка, благодаря которой сражение и получило название «Битва Штандартов». Помимо своей основной функции - вдохновлять английских солдат, подвижное сооружение играло роль командного пункта, с которого велось управление войсками в сражении. Вожди Вильгельм Омальский и Уолтер Эспек с отрядом рыцарей расположились у повозки, составив небольшой конный резерв.

Болотистая местность не позволяла обойти англичан, поэтому единственно возможным для шотландцев способом действий стала фронтальная атака. В авангард король Давид I планировал поставить нормандских рыцарей. После того, как будут пробиты бреши в английских рядах, в бой должны были вступить горцы.

Однако, с самого начала, всё пошло наперекосяк. Вожди шотландских кланов Дональд и Ульгерих отказались делить славу победы с какими-то нормандцами и потребовали предоставить им право возглавить атаку. Причём требования были выставлены настолько грубо, что один из нормандских баронов вызвал предводителя клана на бой. Стараясь погасить конфликт и спасти армию от развала, Давид I неохотно согласился изменить диспозицию.

В первой линии были размещены воины горных шотландских кланов, вооружённые лишь мечами, пиками и щитами. Отсутствие доспехов горцы компенсировали неуёмной яростью. За ними разместились отряды англо-нормандских баронов. Третью линию составили воины шотландских кланов из Аргайла, норвежцы и саксы. Замыкала построение основная масса шотландцев, главным образом из равнинных областей страны, во главе с королём Давидом I. Большая часть армии сражалась пешими. В качестве резерва был выделен отряд из 200 конных рыцарей и отряда шотландской пехоты под командованием принца Генриха.

Шотландская пехота под обстрелом английских лучников.
Шотландская пехота под обстрелом английских лучников.

Начало сражения ознаменовалось грандиозной перебранкой, особенно раскалившейся после того, как шотландцы обнаружили в рядах англичан знамёна Брюса и Баллиоля. Затем над полем раздался яростный рёв шотландских кланов и тысячи полуголых горцев двинулись на врага. Английские лучники засыпали наступающих градом стрел. Первые ряды шотландцев буквально развалились. Павшие были настолько утыканы стрелами, что напоминали ежей. Но закалённые в боях горские воины переступили через товарищей и вломились в английские ряды.

Однако, английские рыцари быстро пришли в себя и начали уверенно возвращать утраченные позиции. Храбрые, но уступающие в вооружении горцы один за другим валились под ударами мечей тяжёлой бронированной пехоты. Вскоре свалка стала похожа на настоящее избиение шотландцев. Примечательно, что большая часть армии Давида I стояла и с интересом наблюдала, как англичане уничтожают союзников.

Переломить ход сражения попытался принц Генрих, отдав приказ своим конным рыцарям и пехоте атаковать левый фланг англичан. Тяжёлая кавалерия вырвалась вперёд и на полном скаку влетела в плотные построения пехоты. Потеряв большую часть рыцарей в яростной рукопашной схватке, принц прорвался сквозь ряды англичан. Однако, вместо того, чтобы попытаться захватить английские штандарты, что вероятно бы решило исход сражения, Генрих атаковал тылы неприятеля – табуны лошадей, коноводов и повозки. По всей видимости, рыцари бросились грабить.

В это время англичане смогли закрыть пробитую всадниками брешь и, со всей теплотой, приняли наступающую следом шотландскую пехоту. Воины с удвоенной яростью принялись резать друг друга, теснить, наносить удары, разить копьём и мечом. Однако, весы победы никак не могли склониться в чью-либо сторону. По мере того, как сражение становилось всё более отчаянным, один из английских солдат, вошедший в хроники как «благочестивый английский воин», поднял вверх голову павшего шотландца и заорал, что король Давид убит.

Битва Штандартов. Художественная галерея Гилдхолла.
Битва Штандартов. Художественная галерея Гилдхолла.

Слух о гибели шотландского короля с быстротой молнии пробежал по рядам воинов. Строй шотландцев заколебался и начал разваливаться. К этому времени вожди Дональд и Ульгерих были убиты и никто не смог остановить повальное бегство. В попытке подавить возникшее смятение король Давид I отбросил шлем и даже спешился, чтобы возглавить контратаку, но ни что уже не могло повлиять на боевой дух шотландцев - паника распространилась на другие кланы и отряды. Сам король вскоре был увезён с поля боя личной охраной.

Отступающее королевское знамя разнесло над полем боя весть о поражении шотландцев. Ликующие англичане вознесли хвалу Господу и принялись добивать раненых и отставших врагов. Сражавшийся в тылу англичан принц Генрих приказал бросать баннеры (чтобы не опознали) и разбегаться, пока за них не принялись по-настоящему. Спустя три дня к месту сбора разбитой армии выйдут, по-одиночке, только принц и 19 его рыцарей.

Общие потери шотландской армии составили от 1500 до 3000 человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане не имели возможности преследовать бегущих горцев, так как большинство рыцарей сражались пешими. Значительная часть шотландских отрядов, оставшись без командования, была рассеяна. Потери англичан составили от 500 до 1500 человек. Отступление шотландцев не обошлось без драмы – горцы и жители равнин, убегая с поля боя, устроили междоусобную резню, обвинив друг друга в предательстве и трусости.

-9

Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.

Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк", подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.

Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.