Найти в Дзене
Доступная вода

Что такое концессия и чем она полезна потребителям услуг ЖКХ

Современная станция обеззараживания питьевой воды. Росводоканал Тюмень. Фото Росводоканал
Современная станция обеззараживания питьевой воды. Росводоканал Тюмень. Фото Росводоканал

Сегодня комфортную жизнь уже невозможно представить без водопровода и канализации. Понятно, что системы водоснабжения и водоотведения в условиях городской среды нуждаются в регулярном обслуживании, ремонте. Когда нет возможности содержать изношенные коммуникации за счет средств государства или построить новые, последнее привлекает для этих целей частных инвесторов и передает в управление муниципальные объекты. Этот формат государственно-частного партнерства получил название «концессия».

Как это работает

Концессия позволяет объединить усилия государства и бизнеса в замене старых объектов инфраструктуры на новые и даже в строительстве абсолютно новых объектов. В 2005 году для регулирования данного механизма был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях». По оценке экспертов, данный закон один из самых проработанных, он четко определяет обязанности и ответственность каждой из сторон. Важно, что он требует соблюдения публичной открытости, другими словами, каждый житель имеет возможность познакомиться и с текстом документа, а главное, с перечнем мероприятий, которые инвестор обязуется реализовать в рамках концессионного соглашения. Поэтому по праву такое сотрудничество сегодня –это один из самых эффективных способов претворения в жизнь практически любых масштабных социально значимых проектов.

Контроль за исполнением концессионного соглашения берет на себя в первую очередь концедент - государство или муниципалитет. Сроки реализации проекта, этапы строительства коммунальной инфраструктуры, соответствие использования (эксплуатации) объекта заданным целям – это и многое другое находится в зоне контроля концедента. Кроме того, представители концедента имеют право беспрепятственного доступа на объекты, переданные в управление концессионеру, а также к документации, относящейся к деятельности, предусмотренной соглашением.

Право собственности на объекты концессии всегда принадлежит государству (муниципалитету). Концессионер только пользуется имуществом (эксплуатирует его), но не распоряжается им. И даже при условии создания объекта «с нуля» права собственника будут у публичной стороны.

В свою очередь, население получает возможность пользоваться новыми или реконструированными объектами инженерной или социальной инфраструктуры уже сейчас или в ближайшей перспективе, а не тогда, когда у государства появится возможность решения проблемы. Согласитесь, это особенно важно, когда речь идет о таких насущных нуждах, как водоснабжение и водоотведение.

Фото Росводоканал
Фото Росводоканал

Димитрий Будницкий, руководитель направления нормативно-аналитической работы Дирекции по взаимодействию с органами власти ГК «Росводоканал»:

- Государство (муниципалитеты) получают построенные или реконструированные дороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства, аэропорты, метрополитен, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта и другие. Часто у государства нет достаточных бюджетных средств, чтобы построить или реконструировать указанные объекты. Поэтому привлечение средств частного инвестора во многих случаях – единственный выход.

Действительно, чтобы построить, например, один завод по утилизации осадка сточных вод (осадок часто и является генератором того самого неприятного запаха, который иногда доносится со стороны очистных сооружений или иловых площадок) нужны инвестиции примерно от 1 до 3 млрд рублей)

Зачем это инвестору

Для инвестора, участвующего в концессионном соглашении, интерес представляет возможность получения на длительный срок в эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры и в перспективе возможность получения прибыли. В тариф для концессионера заложена 5% предпринимательская гарантированная прибыль. Кроме того, предусмотрена возможность превышения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги. Возможность есть, но сам концессионер таких решений не принимает, это полномочие органов власти. Заработать инвестор может и на эффективном управлении затратами, и на развитии дополнительных, нетарифных сервисов. Как правило, частные компании быстрее муниципальных внедряют цифровые сервисы, современные технологии, быстрее «откликаются» на то, что по-настоящему нужно потребителю.

Фото Росводоканал
Фото Росводоканал

Анастасия Адодина, руководитель направления развития инфраструктурных проектов Дирекции по взаимодействию с органами власти ГК «Росводоканал»:

- Важно подчеркнуть, что тариф на водоснабжение и водоотведение устанавливается органами тарифного регулирования субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от того, кому данное полномочие передано) и рассчитывается ими в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Так что ни концессионер, ни концедент самостоятельно плату за услуги водоснабжения и водоотведения не устанавливают.

Димитрий Будницкий, руководитель направления нормативно-аналитической работы Дирекции по взаимодействию органами власти ГК «Росводоканал»:

- Есть уверенность, что у концессий в нашей стране большой потенциал привлечения частных инвестиций для обновления инфраструктуры. Имея большой опыт в этой области, мы занимаем активную позицию по информированию Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти о возникающих нормативных проблемах и выявленных коллизиях в правоприменении при реализации концессионных соглашений.

Предприятия группы компаний «Росводоканал» (www.rosvodokanal.ru) обеспечивают доступ к чистой воде для 5,9 млн пользователей в восьми городах присутствия: Архангельске, Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Омске, Оренбурге, Орске и Тюмени; ежегодно подают в сеть более 550 млн кубометров воды и принимают на очистку свыше 520 млн кубометров стоков. Компания эксплуатирует 16,8 тысяч километров водопроводных и канализационных сетей. На долю «Росводоканала» приходится 23% рынка частных операторов водоснабжения и водоотведения. Общая численность сотрудников - более 10 тысяч человек. Первое концессионное соглашение компания подписала в 2012 году Воронеже. Объем инвестиций в региональные проекты с 2010 по 2020 год составил 102,8 млрд рублей, в экологию – 4,6 млрд рублей.

В декабре 2020 года ГК «Росводоканал» и ВЭБ.РФ объединили усилия для создания национального оператора в сфере ЖКХ.

Новое совместное предприятие планирует достичь не менее 20% в российском сегменте водоснабжения и водоотведения.