Найти тему
Время Романовых

Культ Ивана Сусанина.

О подлинной биографии Ивана Сусанина до сих пор мы почти ничего не знаем. Однако его имя и сейчас на слуху, даже если люди, его произносящие, вообще не в курсе, чем прославился этот человек. Во времена Российской империи имя Сусанина и вовсе обрело некий культ, о котором сегодня и пойдёт речь.

Итак, что мы можем сказать об этом человеке, Иване Сусанине? Он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, проживавшем в селе Домнино, центре довольно крупной вотчины недалеко от Костромы. Вероятно, он был женат, но овдовел, так как имел взрослую дочь. Ничем особым Сусанин не отличался, вел обычную жизнь дворового человека, ставшего в какой-то момент то ли старостой, то ли вотчинным приказчиком и, возможно, так и остался бы забыт в веках, но...

Однажды поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в том самом селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд попытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного правителя. Недалеко от Домнино они встретили старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повёл их в противоположную сторону, к селу Исупово, а в Домнино послал своего зятя Богдана Собинина с известием о грозящей опасности. Отряд все глубже уходил в леса и болота. В какой-то момент интервенты поняли, что их ведут не туда. За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но так и не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском болоте или в самом Исупово.

Прославление подвига Сусанина как верноподданнического началось ещё при Екатерине II. В 1767 году она посетила Кострому. Там подвиг Сусанина был описан костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице, и после этого визита Сусанин начал упоминаться как спаситель первого царя рода Романовых, Михаила Фёдоровича.

В 1812 году историк и публицист Сергей Глинка прямо возвёл Сусанина в идеал народной доблести и самопожертвования. В качестве бесспорного героя Отечества Сусанин отныне стал непременным персонажем учебников истории. Однако вскоре Николай Костомаров назвал всю описанную историю подвига не более чем «анекдотом», а про исследование Глинки сказал, что оно не имеет никакого исторического подтверждения.

-2

При Николае I прославление подвига простого крестьянина достигает апогея: так идеально он вписывался в идеологию! Православие, самодержавие, народность. Чем не описание подвига простого крестьянина, пожертвовавшего собой ради спасения царской жизни? Личности Сусанина был посвящён целый ряд опер, стихотворений, дум, драм, повестей, рассказов, живописных и графических произведений, многие из которых стали классическими. Многие из них и до сих пор активно исполняются или печатаются. Думаю, вы наверняка с ними знакомы. В 1838 году император повелел переименовать центральную площадь Костромы в Сусанинскую и возвести на ней памятник.

Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России», открытого в 1862 году.

Памятник в Костроме
Памятник в Костроме

В годы Александра II эпизод с Сусаниным подвергся переоценке. Первым был профессор Петербургского университета, историк Николай Костомаров. Он считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.

Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину
Памятник царю Михаилу Фёдоровичу и Ивану Сусанину

В наши дни доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…». В дальнейшем его потомки ещё получали подтвердительные грамоты вплоть до 1837 года.

Стоит отметить, что в советское время память о подвиге Сусанина поначалу старались уничтожить. Причина ясна: человек, спасший самого первого Романова на престоле, более других виновен в той «адской тирании», что нависла над страной на столетия, так что и чтить его не нужно. Однако постепенно в советской историографии сложилось две точки зрения на сусанинский подвиг, уживавшиеся мирно до 1980-х годов. Первая, более либеральная и восходящая к имперской традиции, признавала факт спасения Сусаниным Михаила Романова. А вторая, тесно связанная с идеологическими установками нового государства, категорически этот факт отрицала, считая Сусанина героем-патриотом, подвиг которого не имел никакого отношения к спасению царя. С крахом советской власти «либеральная» точка зрения окончательно взяла верх.