Сейчас все силы мобилизованы для обороны России. Это совершенно конкретная задача, она не диктуется никакими отвлеченными принципами политики. Духовный подъем, нравственная сила и воодушевление ныне обнаруживаются в патриотическом деле служения родине, в защите родины до смерти. Эти дела не предусмотрены принципами отвлеченной политики; эти задачи возникли в данный исторический день. Война пусть даже и холодная вносит огромные изменения в наши нравственные суждения, устанавливает совсем иное соотношение между нравственным и политическим. Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую. Мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Слова действуют, как самостоятельные силы. Мы привыкли произносить слова и слушать слова, не отдавая себе отчета в их реальном содержании и их реальном весе. А в общественной жизни условная, но ставшая привычной фразеология приобретает иногда власть почти абсолютную.
Качества личности вообще иногда не ценятся и не ими определяется роль в общественной жизни. Поэтому у нас так много совершенно ложных общественных репутаций, много имён, созданных властью слов, а не реальностей. Но. Самое ведь важное и существенное – люди, живые души, клетки общественной ткани, а не внешние формы, за которыми может быть скрыто какое угодно содержание или полное отсутствие всякого содержания. Демократическая республика, в которой все построено на прекрасных формулах и словах, может быть самым отчаянным рабством и насилием. Столь же формальным, столь же номинальным может оказаться и любой социалистический строй. Бесстрашие перед словами – великая добродетель. А русский человек любит выговориться, да не всегда сразу может быть, иногда он может подождать нужного момента, но выговориться обязательно. Положительной стороной этого бесстрашия всегда есть любовь к правде. Пафос правдолюбия – великий пафос народа. Нужно прозревать за словами реальности. А настоящее прозрение есть также презрение к многому ничтожному.
У нас мало сейчас размышляют об основах общественности. Наше общественное движение принимается как само собой разумеющееся. Идея демократии никогда не представлялась в России во всей своей сложности, никогда не бралась критически. А демократия в России должна быть одухотворена, связана с духовными ценностями и целями. Воля народа не может быть принята формально бессодержательно, как утверждение абсолютного права народной воли, воли большинства, воли массового количества господствовать в каком угодно направлении, чего угодно хотеть, что угодно давать и отнимать. Также наша демократия не может пойти по западному пути ублажая хотения каких-то меньшинств от наркозависимых до безстыдства и моральных уродов.
1