Найти тему
Русские привычки

Дивная мистерия Вселенной Лю Цысиня. Грандиозное завершение «Воспоминаний о прошлом земли»

«Задача трёх тел» была маленькой головоломкой, призванной объяснить тяжкие последствия общественного насилия. «Тёмный лес» уже достигал философских глубин объяснения смысла человеческого существования. «Вечная жизнь смерти» — заключительная часть трилогии «Воспоминания о прошлом земли» — поднимается до библейских масштабов объяснения Вселенной как таковой.

Маленькая точка — унижение (отмена, если хотите) дочки китайского физика во времена Культурной революции и её месть человечеству — развёртывается в крупнейший катаклизм, в который засасывает сначала людей, потом Солнечную систему, затем наш район Галактики, ну, и дальше по списку. «Граф Монте-Кристо» отдыхает.

Как и положено автору хорошей научной фантастики Лю Цысинь отлично ставит вопросы, не спешит с ответами, в лучшем случае, набрасывает их контуры. Его проза в своей насыщенности последними вопросами, в попытках осмыслить человека вообще, стремится к высокой классике.

Только третья часть трилогии приближает читателя к пониманию основной линии Лю Цысиня. Он, прежде всего, исследует феномен жизни во Вселенной. В первой части нам предлагалось подумать о том, готовы ли мы к принятию мысли, что мы не одни живём во Вселенной. Во второй предлагалось подумать о том, как тогда жить. А вот третья подводит нас к мысли, что жизнь — это не случайность, а фундаментальное свойство окружающей реальности.

Возьмите свои базовые знания теории Дарвина и человеческой истории и попробуйте их экстраполировать на всю Вселенную. Да, для начала придётся как-то смириться с её размерами, зависимостью между пространством и временем, фундаментальными законами существования материи, а потом ещё раз попробовать представить жизнь как неотъемлемую часть Вселенной, даже более масштабную и значительную, чем звёзды или пустота. А там, где есть жизнь, там есть и смерть. Смерть — тоже фундаментальное свойство Вселенной.

В этом смысле Лю Цысинь оказывается удивительно созвучным великому Льву Гумилёву. Над его теорией пассионарности до сих пор у некоторых недалёких людей принято смеяться. Но лично я убеждён, что в ней была гениальная догадка, которая со временем подтвердится. У самого Гумилёва просто не хватало на её доказательство ресурсов — слишком масштабно звучала для середины XX века идея. Но, да: на человечество космос влияет не менее, а может, более, чем процессы происходящее непосредственно на земле. Каждый из нас напрямую зависит от катаклизмов в далеком космосе, и в перспективе сам может устроить такие. Интересно, знает ли китаец о великом русском историке?

«Вечная жизнь смерти» и вся трилогия целиком — это великая мистерия Лю Цысиня. Мистерия — христианский жанр. Китаец мало скрывает христианские корни своей фантастической эпопеи. Эсхатология и проповедь о спасении через любовь — стержень всего повествования. Безусловно на фоне описываемых катастроф проповедь любви звучит наивно. Более того, по сюжету становится понятно, что любовь заставляет нас двигаться обходными, сложными и тернистыми путями. Любовь никогда не предлагает простых решений. Но под конец, когда счет времени в книге идёт на миллионы и миллиарды земных лет, приходит понимание: ничего на самом деле у нас больше нет и не будет.

От этого понимания может взять жуть. Жуть рискует развеется в одиночество. Но лучше думать о любви как о тёплом пледе, в который можно укутаться и спрятаться от космической ноябрьской ненастной ночи. «Будем друг друга любить — завтра нас расстреляют. Не пытайся понять, зачем. Не пытайся понять почему».