Фрагментарность
Сознание рефлексоида фрагментарно, поскольку его восприятие задается через рефлексы, а между рефлексами получается пустое пространство. Рефлексы ориентированы на символы, а между символами в картине мира оказывается пустое пространство.
Сознание рефлексоида фрагментарно, у него слабо выражено понимание его собственного «Я». Рефлексия – это обращение к самому себе, к своему «Я». В результате рефлексия – зачаточная – тоже фрагментарна. Противоречия, которые выдает рефлексоид из-за фрагментарности, и на которые ему указывают, рефлексоида удивляют, не более. В рефлексоиде противоречащие друг другу вещи спокойно уживаются – как набор отдельных тезисов. Потому что рефлексоид не чувствует фрагментарности и не имеет чувства целостности; нахождение в таком состоянии не вызывает у него чувства дискомфорта.
Все статьи цикла можно загрузить здесь.
Рефлекс работает «здесь и сейчас». Ни прошлого, ни будущего у рефлекса нет. Точно так и рефлексоид существует «здесь и сейчас», его жизнь - в состоянии вечного настоящего. Восприятия прошлого и будущего у них не существует. Как у женщин; у женщин и рефлексоидов много похожего. А поскольку восприятия прошлого и будущего не существует, то эти «прошлое» и «будущее» каждый раз придумываются заново в настоящем, исходя из настоящего. Это одна из причин фрагментарности восприятия и далее мышления, на нем основанного.
Для рефлексоида и для биологической женщины существует только настоящее, никакого будущего, равно прошлого, нет. Это настоящее от биологической женщины культурная женщина называет словом «навсегда». Объяснить «навсегда» она может, но понять – нет. Ощутить идущий во времени процесс изменения – тоже нет. И собственно мир состоит из статических, неизменных элементов.
Из-за фрагментарности рефлексоиды не могут цельно воспринимать добро и зло, они для рефлексоидов всегда ситуационны, и какой-то иной морали, кроме готтентотской, у рефлексоидов быть не может.
Детали человека соединяются в человеческую целостность через «я». А если «я» слабое, то детали собираются плохо, и действуют невпопад, и конфликтуют. Впрочем, рефлексоид и этого не замечает.
Шоколадка съелась. (Продолжаем для собак.) Ноги убежали. Зубы покусали. Никакого "Я" нет. Есть набор деталей: человеко-детальность.
Как понять рефлексоида? В гневе, например, плохие, неверные, злые слова как-то сами находятся и сами выскакивают. Многие потом об этом потом сожалеют. Так эти слова как раз и сказал рефлексоид. Гормоны отключили самоконтроль, дремавший рефлексоид проснулся, контроль перехватил и сказал.
Животные не рефлексируют. Как это с их стороны выглядит? Собачка не прыгает от радости. Собачку подбрасывает от радости. Человека тоже может подбрасывать от радости. Собака не виляет хвостом по желанию. Она не может дать команду себе вилять хвостом – у собаки нет «себя». Хвост начинает вилять сам, когда происходит вброс гормонов радости.
Очень часто людям, «массовому человеку», приписывается не свойственная им активность. «Люди думают, что...», «люди надеются, что...», «люди ожидают, что...», «люди опасаются, что...» Говорится это обычно о рефлексоидах. Но рефлексоиды не рефлексируют. Так что пишущие такое выдают свои чувства за массовые.
Нормальное, естественное восприятие мира у человека, пришедшее к нему от животных – фрагментарное. Миска отдельно, лоток отдельно. Выявлять связи осознанно могут только отдельные представители человеческого вида. А построить в сознании модель мира из этих связей – уникальные представители. Люди в массе не выявляют связи-закономерности. Они их или заучивают, или приобретают в виде условного рефлекса.
Животное живет фрагментами: точка еды, точка борьбы, точка страха. Путь человеческого прогресса, путь человеческой части эволюции – от животной фрагментарности в восприятии мира к человеческой целостности в восприятии. «Я» в таком случае служит точкой сборки мира в сознании. Но сборка получится, если только «Я» хорошо выражено. А если оно туманно и фрагментарно, то и собранная картина мира будет туманной и фрагментарной.
Животные понимают миску, понимают лоток. Животные могут понять связь между лотком и наказанием, но не могут понять связи между миской и наказанием. . Животные не могут понять связи между миской и лотком. Значительная часть людей тоже не понимает причинно-следственной связи. Что интересно, эти люди могут объяснить, какая связь и как она работает, но применить свою же информацию на практике – а именно сходить в лоток заранее, перед выходом куда-то – почему-то оказываются не способны. Типичная ситуация для рефлексоидов – когда информация о действии отдельно, а само действие отдельно. Рефлексоиды, обучаясь грамматике, запоминают правила, но не могут их применять при письме.
Приписывать простому неверные и лишние сложные функции – очень популярная ошибка. Люди не понимают связи между миской и лотком. А про них ведутся рассуждения, что они понимают связь между выборами и организацией жизни. В большинстве случаев общего плана рефлексоиды просто не понимают.
Есть кот. Иногда он ведёт себя как либерал, иногда как анархист, иногда как коммунист. Но выявлять его истинную идеологию – дело не верное, потому что у кота идеологии на самом деле нет. Так и с населением – через него проносятся психозы, имеющие идеологические признаки, но выделять что-то идеологически глубинное – не верно, поскольку там ничего нет, в лучшем случае – там кот. Есть свойства массы; все остальное, что выше, может быть изменено. Нет смысла это изменяемое как-то толковать. Оно – внешний ветер, который дует откуда-то и куда-то.
По Ясперсу, человеческая масса не мыслит и не наделена волей. Она живет лишь образами и страстями. Эти качества кардинально отличают её от общности. Став частью массы, человек как таковой исчезает. А потом сам не может уразуметь, как это его угораздило принять участие в том, что произошло. «Люди, составляющие массу, не способны на длительные совместные действия: ведь масса доверчива, некритична и абсолютно безответственна, но в то же время открыта влияниям и очень быстро «рассасывается». (с) Борис Фролов