Суверените́т (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.
К примеру в XVI в. Ж. Боден отождествлял суверенитет с комплексом прав, проистекающих из него, и относил к ним: право законодательства; право войны и мира; право назначения высших должностных лиц; право верховной юрисдикции; право на верность и повиновение; право помилования; право чеканки монеты; право налогообложения.
Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплён в Уставе ООН и других международных актах.
В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определённой мере осознаётся, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идёт на его ограничение.
На практике суверенитет сильно ограничивается разными факторами, что у государств что у наций. В настоящее время представление о полной свободе действия государств даже теоретически выглядит неверным. А все потому что, объём внутреннего суверенитета юридически сузился из-за международных договорённостей, так же в вопросах прав человека, но фактически в связи ещё со сложившимися традициями.
На данный момент суверенитета стало намного меньше, чем это было раньше потому, что в массовом сознании всё интенсивней насаждается мысль о том, что в некоторых моментах ограничения с какой-то стороны становятся выгодными, и правящие элиты многих стран за счёт этих ограничений могут получить какие-то реальные личные преимущества. Чем больше стран, подчинённых этой идее сознательно ограничивают свой суверенитет, тем более неполноценными преподносятся в глазах обывателя государства не делающие таких ограничений. Идёт речь даже об утрате понятием "государственный суверенитет" своего значения в современном мире: под государственным суверенитетом понимается лишь право свободного выхода из состава другого государства или союза государств, то есть прямая увязка суверенитета и сепаратизма, с целью создания положительной коннотации понятия неоколониализма. При невозможности поглотить/подчинить/поставить под контроль государственное образование целиком, сепаратизм — это хорошо, разделяй и властвуй, "не можешь сожрать целиком " рви по кускам".
Распад СССР — это "гуд", бурно приветствовался Англо-саксонским миром, так и надо, после развала обломки доедим под националистическими лозунгами. Россия должна исчезнуть, процесс уже необратим...
Однако, любая практика манипуляций в области массового сознания с целью подчинения государства через подчинение государственного аппарата может приводить к коллизиям по сценарию Югославии, Молдавии, Грузии, Украины, Азербайджана.
Избирательность подхода к выходу национальных республик из СССР с одной стороны и выходу или попытки выхода из состава Югославии, Молдавии, Грузии, Украины, Азербайджана национальных или территориальных образований политическим путём к положительному результату не привели и положительной оценки мирового гегемона не получили.
На основании изложенного можно сделать однозначный вывод: все рассуждения о трансформации понятия суверенитета, рассуждения на тему прав человека, суверенитета личности, нации, народа и прочие сентенции являются банальным забалтываем проблемы достижения мирового господства, фактического подчинения независимых государственных образований единому авторитарному центру управления политическими, финансовыми, экономическими, социальными, технологическими и другими процессами в глобальном масштабе...
__________________________________________________________________________________________
В статье использованы материалы в том числе из "Свободной энциклопедии ВикипедиЯ"