Минфин России разрабатывает законодательные меры, которые помогут людям вернуть деньги, похищенные с банковских карт. Это значительно ограничит и сдержит мошенников и позволит людям вернуть свои средства, рассказал руководитель департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.
Пока ведомство ведет эту работу, мы разобрались, как сегодня по закону можно вернуть деньги, похищенные мошенниками с карт.
Если средства списали с карты без вашего согласия
В этом случае банк обязан возместить клиенту всю сумму операции, это закреплено в Федеральном законе "О национальной платежной системе". Главное – быстро отреагировать, а именно:
1. Позвонить в банк, сообщить об операции, заблокировать карту.
2. Написать заявление в отделении банка об оспаривании операции.
3. Написать заявление на предоставление подробной выписки со счета, в которой будет отражено, куда переведены деньги.
Важно! Обращение от клиента в банк должно поступить не позднее дня, следующего за списанием денег.
Банк обязан рассмотреть заявление клиента в течение 30 дней, а в случае международного перевода средств — в течение 60 дней.
Отказать в возмещении украденных средств банк имеет право в случаях, если клиент:
- потерял банковскую карту и не заблокировал ее;
- нарушил срок обращения в банк;
- нарушил правила безопасного использования карты (например, сообщил кому-либо CVC-код).
Лайфхак: Если вы не нарушали требований банка, а банк все равно отказал в возмещении средств, имеет смысл обратиться с жалобой в ЦБ. Сделать это можно через сайт регулятора -https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint
В жалобе нужно попросить содействия в возврате украденных денег и указать номер заявления, которое вы писали в банке.
Также потребуйте от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. Если банк такой отказ не выдаст или выдаст, но обоснование вам покажется неубедительным, обращайтесь в суд. При отсутствии нарушений договора с банком, суд, скорее всего, примет решение в вашу пользу и деньги вам все-таки вернут.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, то напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить преступников.
Мошенники украли деньги с карты, а банк не сообщил об операции
Закон обязывает банк информировать клиента о совершении каждой операции с использованием банковской карты. Каким именно способом он это делает, прописано в договоре с клиентом. Это могут быть СМС, пуш-уведомления в мобильном приложении банка и другие способы.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то он обязан возместить потери.
Для это вам необходимо написать заявление в отделении банка с требованием вернуть деньги.
Важно! Даже если вы обнаружили кражу денег с карты не сразу, а через месяц или даже через год после того, как она произошла, банк по закону все равно обязан вернуть вам деньги.
Вы раскрыли данные карты мошенникам или сами перевели им деньги
В этом случае действующие правила делают почти невозможным возврат денег. В Положении ЦБ № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" указано, что банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов, а взаимные претензии отправителя и получателя средств решаются без участия банков. Иными словами, банк не несет ответственность за то, что вы кому-то добровольно переводите средства, и не имеет права по вашему требованию списывать их со счета получателя, пусть даже и мошенника.
В этом случае остается обратиться в полицию с заявлением. К нему приложите все имеющиеся документы: это выписки из банка, квитанция, подтверждающая факт перечисления, возможная переписка с мошенником и т. д. Чем больше документов, тем вероятнее возврат денег.
Лайфхак: Операция по переводу денег проводится онлайн, поэтому зачисление средств на счет получателя занимает определенное время. Все операции проходят банковскую проверку на предмет признаков мошеннических действий. В этот период деньги какое-то время могут оставаться не зачисленными на другую карту и счет. А значит, если вы быстро спохватились, что совершили ошибку, то возможно отозвать платеж.
Это можно сделать с помощью специалиста банка, позвонив на горячую линию. Либо проверить статус транзакции в мобильном приложении или в личном кабинете на сайте банка. Если статус транзакции «в обработке», то нажмите опцию «отменить». После этого напротив платежа отобразится «отозвано».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
• 8,7 млрд руб. украли мошенники со счетов физических лиц в 2020 г.,
• на 52,2% за год вырос объем мошеннических транзакций,
• 11,4 тыс. руб. — средняя сумма одной мошеннической операции без согласия клиента,
• 61,8% мошеннических переводов выполнено с помощью методов социальной инженерии (психологические приемы обмана и введения в заблуждение),
• 11,3% (1,1 млрд руб.) украденных денег российские банки вернули своим клиентам — физическим лицам.
Поделитесь этой публикацией со своими друзьями и оставьте ее в "Избранном".
Мы надеемся, что эти советы вам не пригодятся, но знать их необходимо.