9,1K подписчиков

Услышал азбуку морзе на средних волнах - оказалось это работают приводные радиостанции

9,3K прочитали

Сегодня во время прослушивания радиоприемника на природе, наткнулся на странный сигнал на средних волнах. Неведомый оператор передавал при помощи азбуки морзе две буквы. Так как я увлекаюсь радио, меня удивило, как можно принять азбуку морзе на обычный АМ приемник? И кто этот оператор. Судя по тому, что буквы передавались с одним и тем же интервалом по времени, выходило, что передает их автоматическое устройство.

Прислушался. Морзянку я когда-то учил - Ай-Да Ру-Ка-Ми, именно так нужно принимать буквы азбуки морзе, ассоциируя их с напевами (существуют и другие методики, но нас в кружке учили напевам). Получается что автоматика передает буквы АР. Покрутил диапазон. Наткнулся еще на один передатчик, он передавал тоже две буквы, но другие.

Заинтересовавшись этим вопросом я стал лопатить интернет, посмотрел видеоролики нескольких авторитетных радиолюбителей, почитал публикации в википедии, лично съездил на приводной маяк , чтобы взглянуть на него вблизи. Даже поспорил о маяках в комментариях с читателями канала. И вот что я узнал:

Когда мы перемещаемся в пространстве, гуляем ли пешком по парку, едем ли а автомобиле, летим на самолете, все мы нуждаемся в определении направления движения, а попросту сказать в навигации. И если при движении пешком и на авто проблем с навигацией не возникает, то для движения воздушного судна требуется создание навигационных систем. Не по звездам же ориентироваться.

Сегодня во время прослушивания радиоприемника на природе, наткнулся на странный сигнал на средних волнах. Неведомый оператор передавал при помощи азбуки морзе две буквы.

Синалы которые можно услышать на длинных и средних волнах, являются частью авиационной навигационной системы, работающей в нашей стране и во всем мире с пятидесятых годов прошлого века. Находясь в воздухе, самолет может ориентироваться в пространстве, точно следовать по воздушным трассам, а так же узнать точное направление на аэродром.

Наземная чать этой системы состоит из приводных маяков, которые устанавливаются на самих аэродромах, недалеко от аэродромов, а так же в узловых точках воздушных маршрутов. Координаты и частоты маяков нанесены на специальные радио-навигационные карты.

Во время полета пилот или штурман вводит частоту маяка в систему радиокомпаса (АРК), установленного на борту самолета и стрелка показывает точное направление на маяк.

Сегодня во время прослушивания радиоприемника на природе, наткнулся на странный сигнал на средних волнах. Неведомый оператор передавал при помощи азбуки морзе две буквы.-2

Приводной маяк, расположенный на земле, представляет собой небольшую территорию, огороженную забором, на котором обычно висит строгая вывеска. За забором вагончик или небольшая будочка для охраны и аппаратуры. И несколько антенн. Одна ненаправленная средневолнового диапазона, ее обычно не видно за забором, так как она представляет собой провода, натянутые паралельно земле. А вторая антенна УКВ диапазона, излучающая вертикально вверх. Это антенна маркера.

Приводной маяк постоянно излучает высокочастотную несущую, именно на нее ориентируется стрелка радиокомпаса АРК воздушного судна. Амплитудная модуляция тон-сигналом (буквы азбуки Морзе, которые мы слышим) нужна для того, чтобы произвести идентификацию маяка на слух. С самолета маяк можно принимать на расстоянии до 500 км.

Антенна, которую видно из-за забора маяка.
Антенна, которую видно из-за забора маяка.

Маяки, которые установленные на месте прохождения воздушных трасс, имеют помимо основного передатчика еще и передатчик маркера. Это небольшой передатчик, работающий между двумя вещательными УКВ диапазонами. Специальная узконаправленная антенна, излучает сигнал маркера вертикально вверх. В момент прохождения самолета над данной точкой, приемник самолета улавливает этот сигнал и фиксирует момент прохождения самолета над маяком.

Существуют маяки разных типов.

ОПРС - отдельная приводная радиостанция. Устанавливается на воздушных трассах.

ОПРМ - тоже, только с маркером, про него я написал выше.

ДПРМ - дальне приводной радиомаяк. Обычно не имеет маркера, устанавливается недалеко от аэродрома и предназначен для ориентации самолета при заходе на посадку.

БПРМ - ближне приводной радио маяк, устанавливается в нескольких сотнях метров от торца взлетно посадочной полосы. Передает одну букву, первую от того ДПРМ, на пути которого он установлен.

Сегодня во время прослушивания радиоприемника на природе, наткнулся на странный сигнал на средних волнах. Неведомый оператор передавал при помощи азбуки морзе две буквы.-4

В настоящее время существуют и другие системы навигации, более современные. Однако система приводных радиомаяков по прежнему продолжает свою службу на территории нашей страны.

Данную статью я написал для ознакомления с темой, поэтому она не претендует на истину в последней инстанции. Именно поэтому я не указал частоты и места нахождения радиомаяков. Комментарии и поправки приветствуются!