821 подписчик

Сотни женщин Амадео Модильяни и только две любви…

227 прочитали
Амадео Модильяни  Фото из открытых источников
Амадео Модильяни Фото из открытых источников

Модильяни родился в семье еврея-торговца в небольшом городишке Ливорно в Италии. Отец Модильяни обанкротился незадолго до его рождения. В 1895 году и 1898 годах мальчик дважды переболел сыпным тифом . Ему пришлось оставить школу и заняться рисованием, которое стало основным его занятием в жизни. Вскоре, а именно в 1906 году Амадео перебирается в Париж и с восторгом окунается в его богемную жизнь.

Когда-то мать будущего художника дала в своём дневнике первую характеристику маленькому Амадео: « Он немножко избалован, немножко капризен, но хорош собой, как ангел». Это удивительную, одухотворенную красоту Амадео сохранил и впоследствии. У него была внешность древнегреческого героя: правильные черты лица, прекрасно развитая мускулистая фигура, красивые лучистые глаза и плюс к этому развитый ум.
Модильяни считался одним из самых эрудированных людей в своём окружении. У него было доброе сердце. Его любили все. Хозяйки маленьких кабачков в тайне были неравнодушные к непризнанному, гонимому, но бесконечно обаятельному Моди и бесплатно кормили его.
Успех Амадео у монмартрских девиц стал притчей во языцех, ему симпатизировали проститутки и с готовностью позировали для его знаменитых «ню». Расположение окружающих, однако, мало окрашивала его тяжёлую жизнь: полотна художника отвергались в салонах, даже многочисленные приятели, обожающие Модильяни как человека, считали его творчество неумным чудачеством.
Амадео творил вдохновенно, раздаривая свои бесценные полотна , расплачиваясь уникальными рисунками за завтраки в бистро, и оставался нищим и одиноким. Видимость свободы давали только алкоголь и гашиш - Моди словно бежал от себя. Модильяни стал много пить, его часто видели под «шофе» и бредущим полураздетым по парижским улицам.
Он много дрался из за женщин. Гений, он стремился к силе через проявление низменной слабости, и в этом был трагический парадокс его судьбы.
Таким Модильяни впервые увидела в июле 1917 года и полюбила молоденькая Жанна Эбютерн, учившаяся рисованию в дешёвой парижской студии и, наперекор всем, боготворившая Модильяни как художника.
Есть и другая версия их знакомства. Амадео впервые встретил её в студии академии Коларосси , где за 50 сантимов можно было рисовать обнаженную натуру и получить свободный мольберт. Модильяни сразу увидел эту маленькую девушку с тяжёлыми косами, отливавшими золотом, и светлым миловидным лицом. Она то и дело стирала свой набросок резинкой и смело начинала рисовать все с сначала. Эта манера удивила Амадео - он подошел к ней и заговорил. Жанне в тот момент было девятнадцать лет, а ему уже почти тридцать три.

Оренбург, друживший с Модильяни, однажды заметил их на улице – пара шла, взявшись за руки, они улыбались друг другу, лица их выражали покой и счастье. Оренбург сразу понял, что это гораздо больше, чем просто очередной роман, он решил, что начало чего-то гораздо большего.

В кафе «Ротонда», где обычно проводил своё время Модильяни, его друзья не сразу поняли, кто эта девушка. «Рядом с Модильяни стала появляться очень юная девушка, почти подросток, с длинными косами. Сидела и всегда молчала. Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивлённо».
Единственная персональная выставка Модильяни в 1917 году была закрыта полицией, которая посчитала его картины безнравственными из-за изображений обнаженных женщин. Амадео не смотря ни на что, продолжал писать картины до конца своей жизни.

Он умер от туберкулезного менингита в январе 1920 года. При жизни Модильяни его картины популярны только у Парижской богемы. Всемирная слава пришла к Модильяни только после его смерти в 1922 году.
Модильяни обожал женщин, их у были сотни любовных связей. Ещё в юности Амадео осознал , что нравится женщинам. Вероятно, он стал мужчиной после связи в собственном доме со служанкой, когда ему было 15 лет. Потом он стал часто посещать публичные дома. Тем не менее только его натурщицы были любимыми партнерами. Они позировали и занимались с ним любовью прямо в студии. При таком большом количестве партнерш, Модильяни по настоящему любил только двух женщин – Жанну Эбютерн и Беатрис Гастингс.

Английская аристократка-поэтесса Беатрис Гастингс была старше Амадео на 5 лет. Их сексуальная связь началась в 1914 году в первую же ночь после знакомства. Они сразу стали неразлучны - вместе танцевали, пили, и дрались. Модильяни бил ее часто, особенно если Беатрис обращала внимание на других мужчин. Он мог избить ее, а потом тащить за волосы по улице. Но при этом Гастингс была его музой и вдохновила на создание многих известных произведений, будучи его моделью.

Этот беспокойный период стал расцветом творчества Модильяни. Но их связь продолжалась недолго, Беатрис сбежала от него через два года. И после они больше никогда не встретились. Беатрис Гастингс покончила жизнь самоубийством в 1943 году отравившись газом.

Жанна Эбютерн нисколько не напоминало рафинированную англичанку. Семья Эбютерн всегда держалась в рамках консервативной, почти пуританской благопристойности (которая, видимо, насаждалась ее отцом, рядовым служащим парфюмерной фирмы, страстно любившим философов XVIII века, по вечерам морившим своих домашних монотонным чтением излюбленных страниц). А тут связь с безвестным пропоицей, знаменитым только своими дикими выходками. Разразилась настоящая буря, родители надолго разорвали отношения с дочерью, так до конца и не примирившись с её выбором. Но Жанну это мало заботило. Она готова была безоглядно идти за Модильяни и разделять с ним все тяготы жизни.

Впрочем, Амадео по-своему компенсировал жене её страдания, запечатлев на бесчисленных портретах, рисунках набросках. Модильяни не только рисовал Жанну, он создавал в искусстве ее образ - всегда узнаваемый и ярко индивидуальный.
Уже тогда художник выглядел ужасно, на глазах худел, по ночам его мучил жуткий кашель -подтачивающий его не один год туберкулёз брал свое. Жанна была беременна, и тоже неважно себя чувствовала. Они были как два больных беспомощных ребёнка, выброшенных в жестокий взрослый мир. Иногда им приходилось совсем туго, и Моди пытался насильно всучить кому-нибудь из знакомых свое единственное пальто или старый ненужный чемодан, чтобы перехватить хоть несколько франков. К счастью в марте 1918 года заботу о Модильяни взяли на себя его друзья. Их стараниями Амадео и Жанна выехали в Ниццу, где и родилась дочка Жанна (Джованна). «Я очень счастлив», - написал тогда художник своей матери.
Новорожденную зарегистрировали как дочь Жанны Эбютерн. Имя отца в метриках указано не было, так как родители не состояли в браке. По возвращению в Париж Амадео все же решил оформить , но благие намерения так и остались только намерениями. Брак так и не был заключен, помешала болезнь.
Жилось в Ницце так же трудно, как и в парижской мастерской: все таже обстановка неустроенности и безнадежности. Тяготили напряженные отношения между мужем и сопровождающей её матерью. Эта поездка не смогла укрепить здоровье Амадео. Самой Жанне было тяжело с грудным ребёнком на руках, с которым она по неопытности совсем не умела обращаться. Но никогда и никто не слышал от нее ни одной жалобы или упрека…

Модильяни не имел денег, возможностей, сил и времени, чтобы растить дочку. Поэтому временно отдали её на попечение своей приятельнице. Амадео часто старался повидать маленькую Жанну, бывало что и пьяный. Его не пускали к дочери и тогда он упрямо сидел на лестнице всю ночь, не желая уходить.
Прогрессируя, туберкулез вызывал у художника неконтролируемые приступы агрессии, даже по отношению к тихой и терпеливой жене. Однажды их увидели ночью на бульваре: Амадео стоял и пристально глядел на Жанну, а она - тоскливо и безнадежно прямо перед собой, не делая попыток хотя бы взять его за руку и увести домой. Хотя, что их ждало дома?
Полотна Модильяни по-прежнему отвергались перекупщиками, их смехотворная цена (40 франков) казались «ценителям прекрасного» завышенной. Супруги жили практически в проголодь. Верным средством самоутверждения был алкоголь, и теперь уже никого не удивляло, когда Жанна по ночам появлялась в бистро и тихо спрашивала знакомых: «Вы не видели Модильяни?»...
В середине января 1920 года, после очередного запоя, Амадео почувствовал себя совсем плохо. Его отправили в больницу для бедных, где через несколько дней он скончался. Ночь после его смерти Жанна провела под присмотром заботливый подруги в небольшом отеле. В больницу к мужу Жанну пустили только днём.

Это была душераздирающая картина: она приблизилась к телу любимого и очень долго смотрела на него, а потом не отрывая взгляда и не поворачиваясь стала двигаться к двери, которую друзья поспешно открыли перед нею.

Свои последние часы Жанна Эбютерн провела в отчем доме. Она всё время молчала и не плакала. Ночью
Брат Жанны ночью несколько раз заходил к ней в комнату и неизменно заставал ее стоящей у открытого окна. На рассвете она выбросилась из этого самого окна на шестом этаже.
На смертном одре тело Жанны казалось невероятно маленьким, детским, она напоминала трогательную готическую Мадонну ... Жизнь потеряла для Жанны всякий смысл, когда из неё ушёл Моди...
Эту бесконечно печальную историю любви можно сравнить только с романтическими средневековыми балладами. Историю, которая должна была сложиться совсем по-другому -счастливо и справедливо. Ведь буквально через полгода картины Модильяни резко подскочили в цене (спекулянты не успевали добавлять к пресловутым 40 франкам нули, счёт пошёл на сотни, тысячи, десятки тысяч). Амадео становился посмертно великим, гениальным, неповторимым.
Сейчас его творения практически полностью «захвачены» частными коллекциями. Только иногда мелькнёт на очередном великосветском аукционе какая-нибудь из его божественных «ню» и уйдёт счастливым покупателю за 50 миллионов франков...