Два года назад российское общество ориентировалось на три приоритета: справедливость, демократия и державность. Однако пандемия COVID-19 внесла коррективы, и теперь россияне жаждут справедливости, демократии и сильной власти. Как это все уживается в наших головах? Социологи РАН в масштабном исследовании выяснили, как прошлый год повлиял на наши кошельки и страхи.
“А”-СПРАВКА
С 5 по 15 сентября 2020 года Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН) провел общенациональное репрезентативное социологическое исследование по теме “О насущных проблемах нашей жизни”. Было опрошено 2000 россиян 18 лет и старше. Исследование проводилось в 22 субъектах РФ и охватило 112 поселений, в том числе 2 мегаполиса, 19 административных центров субъектов РФ, 35 районных центров, 19 поселков городского типа и 37 сел.
ЧЕГО БОЯТСЯ РОССИЯНЕ
Наибольшие тревоги и опасения наши сограждане испытывают по поводу социальных и социально-экономических проблем. Самое страшное - снижение качества и доступности медицинского обслуживания. Многие признавались, что испытывают по этому поводу настоящий страх (37%, наивысший негативный показатель по всему списку возможных угроз), 57% - определенное беспокойство, и лишь около 12% заявили, что данная тема их никак не трогает. Практически такие же цифры и по поводу еще одного страха - дефицита продуктов и роста цен на них.
Болезненно воспринимается в обществе и возможность снижения уровня жизни, а также разорения малого и среднего бизнеса с соответствующим ростом безработицы. Постоянный страх в связи с этим испытывают 30% и свыше 28% опрошенных соответственно.
Согласно данным, полученным в ходе сравнительных исследований по программе World Value Survey (исследовательский проект, объединяющий социологов по всему миру, которые изучают ценности и их воздействие на социальную и культурную жизнь), совершенно не боятся потерять работу и чувствуют себя в этом плане вполне уверенно только 22% россиян. Это примерно в 2,5 раза лучше, чем в КНР или Польше, но в 1,5 раза хуже, чем в США, и в 2,5 раза хуже, чем в Германии.
Почти каждый четвертый опрошенный боится падения цен на нефть, за которым обычно следует значительное снижение курса рубля. Это, впрочем, напрямую связано с ростом стоимости потребительской корзины и снижением покупательной способности обычных граждан, а значит, и уровня их жизни.
Впервые в этом году основными угрозами наши сограждане посчитали угрозы внутренние, а не внешние. И хотя это означает предъявление правительству повышенных требований и ожиданий, а также ухудшение оценок ситуации в стране, для России тенденция лишь сохранилась. Многие годы россияне оценивали ситуацию в стране как негативную, так что нынешний уровень пессимизма (51%) не кажется высоким. Процент тех, кто воспринимает нынешние события как катастрофу (9%), тоже традиционен для нашей страны и практически не меняется все последние годы.
Если говорить о рисках и угрозах со стороны внешнего мира, то наибольшее беспокойство вызывает “втягивание” России в новые военные конфликты (65%) и углубление мирового экономического кризиса (60%).
Но если судить по данным World Value Survey, Россия принадлежит к странам с не самыми большими опасениями по поводу возможности новой войны. В некоторых государствах Ближнего Востока и Латинской Америки, в Индонезии, Малайзии и во Вьетнаме, а на пространстве СНГ, к примеру, в Киргизии эти страхи заметно сильнее. Российский уровень страха войны примерно соответствует значениям США или Турции. Деградации системы медицинского обслуживания, роста цен, резкого снижения уровня жизни, безработицы и снижения уровня культуры и нравственности россияне боятся в 2 - 2,5 раза больше, чем военных угроз.
Кстати, усиления влияния стран Запада и Китая россияне боятся намного меньше, чем американцы. Как показали опросы, проведенные зарубежными экспертами, в прошлом году примерно половина американских респондентов видела первостепенную угрозу в усилении России, а 54% - в усилении Китая. Это превышает значения общероссийских показателей в 5 и 7,5 раза соответственно!
ЧТО РОССИЯНЕ ДУМАЮТ О СИТУАЦИИ В СТРАНЕ
Закономерно, что хуже всего ситуацию в стране оценивают россияне с плохим достатком. Среди них только 20% характеризуют ее как спокойную (это на 11% ниже, чем по населению в целом), а 57% считают ее напряженной. Те, кто лучше обеспечен, смотрят на происходящее оптимистичней: среди них 39% оценивают ситуацию в стране как нормальную. Нетипично, что именно жители Москвы и Санкт-Петербурга оказались пессимистами: лишь четверть из них полагает, что в стране все спокойно, а 57% характеризуют ситуацию как кризисную. Социологи объясняют это тем, что эпидемия ударила сильнее по крупным городам, с более скученным населением.
Социологов настораживает, что крайне мало респондентов ожидают успешного развития страны в ближайший год. Таких всего 14% - наихудший показатель на протяжении всего исследуемого периода. Половина россиян полагает, что страну ждут трудные времена. Этот показатель лучше, чем в марте 2015 года (то есть по сравнению с данными, полученными на пике предыдущего экономического кризиса), но сопоставим с показателями октября 2014 года и октября 2015 года (в начале кризиса и ближе к его концу).
“Таким образом, можно зафиксировать, что в стране складывается психологическая атмосфера с чертами упаднических настроений”, - заключают социологи РАН.
В ситуации повышенной неопределенности из-за пандемии интересно посмотреть, какие сферы жизни российского общества воспринимаются нашими согражданами как наиболее проблемные.
Хуже всего в 2020 году россияне оценили четыре сферы: уровень жизни населения, состояние экономики страны в целом, моральное состояние общества и ситуацию в социальной сфере. Если сравнить нынешние показатели с показателями предыдущих лет, то очевидно, что уровень жизни и социальную сферу россияне уже давно оценивают стабильно плохо (больше 50%), и последние события лишь добавили уверенности, что “там все плохо”. А экономику и моральное состояние до 2016 года респонденты оценивали неплохо, так что тут очевидно сильное ухудшение положения.
Есть еще несколько сфер, где ситуация (судя по оценкам опрошенных) ухудшается. Это область прав и свобод, моральное состояние общества, а также сфера культуры и искусства. Социологи полагают, что эти три сферы формируют клубок “новых проблем” (причем во многом взаимосвязанных), с которыми россиянам придется разбираться в следующем десятилетии.
ЧТО В КОШЕЛЬКАХ У РОССИЯН
Осенью 2020 года практически каждый второй опрошенный заявил, что за последние 12 месяцев его материальное положение ухудшилось. Последние события привели к росту бедности в стране. Если осенью 2018 года за ее чертой пребывали 17% россиян, то нынешний осенью - уже 19%. Самая масштабная бедность (за время исследований) зафиксирована в 2015 году, тогда она доходила до 25%.
Социологи делают вывод, что пессимизм в обществе обоснован объективным фактом - негативной динамикой доходов. Из-за коронакризиса доходы значительно упали, причем как у вполне обеспеченной части населения, так и у тех, кто годами пребывает в “плавающей” бедности. “О точных масштабах падения доходов говорить пока рано, но можно предположить, что оно практически привело к ситуации, фиксировавшейся на момент выхода из прошлого кризиса. Не успев восстановиться окончательно (даже в условиях активной социальной политики, направленной на борьбу с бедностью), многие россияне вновь обеднели”, - говорится в докладе социологов.
Подавляющее большинство напрямую зависит от трудовых доходов, своих или родственников. Заработная плата остается основным источником доходов семьи у 66% наших сограждан. Немалая часть населения (17%) выживает за счет разовых приработков и непостоянной работы. При этом более четверти трудоустроенных россиян отметили, что работодатель не обеспечивает им официальное оформление на работу по ТК РФ (30% от числа всех работающих), каждый десятый сталкивается с задержками зарплаты (11%), более трети получают “серую” зарплату (39%).
По мнению экспертов, удар кризиса по зарплатам сильнее всего пришелся на “плохие” рабочие места, поэтому доходы у работников частных предприятий просели больше, чем у работников бюджетных предприятий. Социологи полагают, что по этой причине Росстат пока “не видит” серьезного падения зарплат в течение первого полугодия.
Таким образом, наиболее тяжелое восприятие динамики доходов - у тех, кто не смог сохранить в условиях пандемии свой бизнес (немногим больше 1% населения) или рабочее место (12%), у самозанятых (2%), а также у тех работников, которым работодатель снижал зарплаты (35%). Кстати, увольнения в этом году встречались реже, чем сокращение зарплат. Социологи говорят, что отказ от увольнения работников в пользу сокращения фонда оплаты труда является типичной стратегией российских предприятий в условиях экономических рецессий.
Ситуация отягощается тем, что у россиян мало финансов для пережидания тяжелых времен. Сбережения, позволяющие всему домохозяйству прожить не менее года, есть лишь у 6% наших сограждан. Хоть какие-нибудь сбережения, в том числе крупные, имеются в общей сложности только у четверти населения (28%). При этом разного рода долговые обязательства (невыплаченные кредиты в банках или на работе, крупные долги частным лицам или накопившиеся мелкие долги, долги за квартплату не меньше чем за два месяца) присутствуют практически у каждого второго россиянина (45%).
В наиболее выигрышном положении находятся те, у кого нет долгов и при этом есть сбережения, но таких меньшинство - пятая часть. Это преимущественно россияне с доходами выше двух медианных, россияне с высшим образованием, а также предприниматели. В наиболее тяжелом положении оказываются те, у кого есть долги и нет сбережений, а это более трети россиян.
В результате всего этого каждый второй в нашей стране ощущает свою социальную незащищенность в случае потери работы.
ЧТО ВАЖНО РОССИЯНАМ
Пандемия изменила и представления россиян о ценностных приоритетах, которые должны определять Россию ХХI века. Если раньше триаду ценностей составляли идеи справедливости, демократии и державности, то в 2020 году - идеи справедливости, демократии и сильной власти. Запрос на сильную власть вырос с 26% в 2018 году до 40% в 2020 году.
Звучит парадоксально: демократия и сильная власть. Однако опрошенные вкладывают в термин “сильная власть” не авторитаризм и единоначалие. Сильная власть, которая бы обеспечивала порядок в обществе, - это запрос на повышение эффективности функционирования государственных институтов, управленческих кадров в центре и на местах, а также концентрацию ресурсов государства на поддержании граждан, оказавшихся в сложном положении. А таких немало. На момент опроса доля россиян, заявляющих, что без поддержки государства им трудно справиться с житейскими сложностями, достигла 59% - это больше, чем на пике экономического кризиса в марте 2016 года (52%).
Также, судя по всему, россияне не отождествляют “сильную” власть с ее сверхцентрализацией. По мнению 47% (против 53% сторонников жесткой вертикали) опрошенных, страна нуждается в децентрализации власти, расширении прав региональных и муниципальных властей. Эпидемия COVID-19 подтвердила важность наличия сильной власти не только в центре, но и на местах, потому что стало ясно, что из Москвы невозможно быстро решать нетривиальные задачи по преодолению последствий эпидемии. Неслучайно идея децентрализации власти в наибольшей степени востребована жителями крупных российских регионов.
Причем, чтобы быть эффективной, сильная власть должна быть подконтрольна обществу, а для этого необходима демократия - именно так считают опрошенные. Те, кто за твердую руку, за ничем не ограниченную единоличную власть, проигрывают тем, кто за демократию и свободу личности (37% против 63%).
В этом же ключе социологи оценивают и безусловное лидерство на протяжении всех лет идеи справедливости. И хотя она интерпретируется по-разному, все больше слышны голоса тех, кто считает справедливым общество, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Именно оно гарантирует людям равенство возможностей во всех сферах и областях жизни и в конечном счете - преодоление избыточного социального неравенства.
Идеи о будущем России довольно сильно отличаются в разных возрастных группах. Так, у молодежи идеи демократии, прав человека, свободы самовыражения личности заметно более популярны, чем идея “сильной власти” (44% против 30%). Также молодые не особо разделяют идею “величия державы” и возврата к “традиционным” ценностям и вдвое чаще, чем старшие сограждане, выступают за свободный рынок и преодоление конфронтации с Западом.
Тот факт, что идея возврата к “традиционным” ценностям не вызывает у молодежи особого энтузиазма, не в последнюю очередь связан с тем, что она просто не понимает, что представляют собой эти самые ценности, какие из них собственно “традиционны” и какие следует возрождать - советские, досоветские или какие-либо еще. Сталкиваясь с разнообразием взглядов на прошлое, значительная часть современной молодежи просто утрачивает интерес к истории своей страны.
Судя по результатам исследования, большинство россиян хотело бы жить в сильной стране, в которой реализуются принципы социальной справедливости и обеспечивается свобода самовыражения личности. А что они считают необходимым предпринять сейчас?
Социологи выделили четыре приоритетных направления:
- существенное увеличение бюджетного финансирования социальной сферы - медицины, образования, культуры (44% опрошенных);
- обеспечение равенства всех граждан перед законом, соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав человека (39%);
- жесткая борьба с коррупцией (38%);
- преодоление чрезмерной социальной дифференциации между разными группами и слоями общества (37%).
Примерно этот же набор требований звучит, когда речь заходит о принципах социальной справедливости, в реализации которых нуждается современная Россия: равный доступ граждан к медицинскому обслуживанию и образованию, равенство перед законом, равные возможности реализовать себя в профессии и, наконец, сокращение числа бедных в стране. Россияне полагают, что путь преодоления чрезмерного социального неравенства заключается не в том, чтобы уравнять доходы представителей разных групп и слоев, а в том, чтобы создать условия для достижения карьерного роста и роста благосостояния самими людьми. Это же позволит преодолеть и совершенно нетерпимую ситуацию нахождения в зоне бедности значительного числа работающих россиян.
Юлия Рыженкова, журналист газеты "Солидарность"
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org