Как я и обещал, я не планирую больше писать о фигуристках ТШТ, но для Загитовой я сделал исключение. Во многом потому, что она уже всё меньше имеет к ним реальное отношение. И отчасти потому, что Алина мне никогда не казалась до конца "продуктом фабрики".
Алина Загитова развивалась как фигуристка
Самое первое, что мне лично бросилось в глаза ещё в Олимпийский сезон, когда я её, собственно, и заметил - это её работа над программой. Если помните, КП Алине не давалась. Она боролась с "Лебедем".
В этом нет ничего удивительного: программы обе - сложные, балетные. Каждый жест, каждая поза играют на общее впечатление. Всё имеет значение. Даже перенос прыжков во вторую половину программ в обоих случаях оправдан и музыкой, и общим смыслом самих программ.
И Алина постоянно работала над улучшением короткой. Да и над ПП. Но если произвольную она научилась выкатывать ещё с юниорского периода, то короткая в Олимпийский сезон для неё была новой... И она была сложной. И там был виден прогресс: от старта к старту, всё лучше и лучше. И пик - на ОИ.
Это вот то, что мне нравится в фигурном катании, нравится в спорте. Прогресс, развитие, работа над собой, а не катание одного и того же из года в год или даже ухудшение, что демонстрировали нередко другие фигуристки в той же тренерской группе.
Можно сказать, безусловно, что я просто предвзят. Но мне сначала понравился её прогресс, а потом уже я прикипел и к ней в целом.
У Алины Загитовой было мало недостатков как у фигуристки
Мне сейчас сложно смотреть на топовых российских фигуристок, потому что у кого-то - сильная сторона прыжки, но проблема с непрыжковыми, у кого-то - вращения и гибкость в сочетании с ультра-си, но не хватает музыкальности и глубины понимания образа...
У Алины было всё. Она была очень хороша в плане техники, когда делала все прыжки во второй половине, чего не могли сделать другие фигуристки на таком уровне. Собственно, правила поменяли из-за того, что соревноваться при таких преимуществах с Загитовой было нереально: никто больше не мог, что убивало соревновательность.
Да, Дарья Паненкова тоже делала все прыжки во второй половине, справедливости ради. Однако у неё не было "коронного" каскада Алины лутц-ритта, а также такого уровня непрыжковых. Хотя я бы сказал, что у Паненковой был очень большой потенциал. Жаль, что он не реализовался.
У Алины были не только прыжки и лутц-ритт, который из-за его сложности многие называют "младшим ультра-си" (между прочим, получается этот каскад далеко не у всех фигуристок, владеющих ультра-си, а качество исполнения у большинства хуже, чем у Загитовой). У Алины была ещё самая длинная в истории ФК серия дорожек на 4 уровень, вращения 4 уровня с очень хорошей сменой позиции, высокий темп катания, потрясающая пластичность, хореографичность, додержанные руки, заслуженно высокие компоненты.
Я бы сказал, что у неё как у фигуристки были 2 проблемы: катание несколько под наклоном из-за Шляттера и определённая нестабильность (хотя в плане стабильности это вопросу дискуссионный во многом).
Проблемы Алины в программах никогда не замазывались. Как и не замалчивались
Ну и ещё есть такой момент, который я не мог не подметить: программы Загитовой не ставились так, чтобы скрыть её слабые стороны. Ей не сохраняли одну и ту же расстановку из года в год. Ей не пытались скрыть большим количеством подсечек неумение скользить. Ей программы ставились так, чтобы раскрыть образ.
Да, это не всегда бывало однозначно удачно, но тем не менее. У неё не было "замазывания" проблем. А все проблемы, которые только можно было в теории найти, тут же вытаскивались на суд публики под яркие прожекторы и рассматривались со всех сторон.
Ну и ещё Алина - это фигуристка, которая получила медали вопреки, благодаря своему труду и везению, а не потому, что на неё "ставили". За что лично я её и ценю.
Но вообще этот мой пост - это моя попытка объяснить, чем я выделяю эту фигуристку среди конвейера, собственно. Надеюсь, что-то объяснить у меня получилось.