Найти тему

Анимация - не мультики для детей

Мой очередной больничный в очередной раз привёл меня к мультфильмам, которые я все время откладывал в долгий ящик потому что "нет времени".

Мои соседи по палате обратили внимание, что всё своё время я смотрел исключительно мультики, хотя "взрослый парень". Люди разных возрастных категорий (30, 45 и 60+) по большей части воспринимают мультипликацию как сугубо детский контент, который не будет интересно смотреть "взрослому" и "думающему" человеку.

Естественно, у нас завязалась дискуссия. Я отстаивал мысль о том, что мультфильмы уже давно не являются искусством, посвящённым только детям. С каждым месяцем появляется всё больше и больше мультфильмов, возрастной рейтинг которых не подходит даже для подростков. А в мультфильмах с подростковым возрастным рейтингом всё чаще поднимаются не только клишейные проблемы дружбы и поиска себя в юношестве, но и проблемы расизма, взаимоотношения разведённых родителей и их детей, влияния человека на экологию, и многие другие. Такие проблемы далеко не всегда поднимаются даже во взрослых фильмах, в то время как в мультфильмах это с уверенностью подаётся глубинным смыслом как для подростков, так и для людей постарше.

Хорошим примером здесь является мультсериал Бесконечный поезд

Постер первого сезона "Бесконечного поезда"
Постер первого сезона "Бесконечного поезда"

Суть сериала - существует некий бесконечный поезд, который может забирать людей к себе на борт, чтобы они поняли, что делают не так в своей жизни, осознали и проанализировали свои ошибки, смогли исправиться. Каждый пассажир поезда имеет число, которое постепенно опускается, когда пассажир делает выводы из своих поступков и начинает мыслить и действовать иначе, параллельно передвигаясь по вагонам злосчастного поезда. Когда число станет равным нулю поезд вернёт вас обратно в мир, где вы жили.

Сериал достаточно маленький, каждый сезон имеет в себе 10 серий, каждая из которых длится по 10 минут. Сезон вполне можно смотреть как полнометражный мультфильм - как по хронометражу, так и по логике, так как в каждом сезоне меняется главный герой.

Сеттинг позволяет создать внутри мультфильма всё, что угодно, и раскрыть абсолютно любую проблему. И этим очень умело пользуются сценаристы, заставляя персонажей попадать в абсолютно безумные вагоны.

К примеру, во втором сезоне мне показался интересным момент с вагоном-дилеммой. Вагон был практически пуст, за исключением двух вещей - жабы и таблички с надписью "Пните жабу, чтобы открыть дверь". Сама же жаба говорящая, и просит не делать этого двух героев повествования. И между героями возникает дилемма - пнуть ли жабу? И если пинать, то кто это сделает? В процессе этой дилеммы раскрывается сущность обоих персонажей, и подаётся это в очень живой и интересной обстановке, что непременно приковывает внимание зрителя.

Бедная жаба
Бедная жаба

Не менее интересным примером мультфильмов для взрослых является мультсериал "Любовь, смерть и роботы".

Задумка сериала заключается в том, что над каждой серией работают абсолютно разные студии, которые используют разный хронометраж серии, разную рисовку, разные задумки. Объединяет это всё тематика, недвусмысленно описанная в названии.

Постер мультсериала "Любовь, смерть и роботы"
Постер мультсериала "Любовь, смерть и роботы"

Каждый автор, причастный к сезону мультсериала, по своему воспринял тематику, раскрыл близкую именно ему проблему и самое главное, не ограничивал себя никакими возрастными ограничениями.

В первом, и пока единственном сезоне мультсериала были раскрыты проблемы насилия, обратной стороны медали будущего бок о бок с роботами, цифровизации всего мира, угнетения и Земли после людей.

Моя самая любимая серия - юмористическая. Кажется, это вторая серия. В ней трое разномастных роботов изучают то, что осталось после людей на своеобразной экскурсии по руинам, оставленных людьми. Однако, что же породило всеобщий коллапс, убивший всё человечество, не раскрывается до конца серии. Вы явно будете удивлены, но от души посмеётесь.

Кадр из второй серии первого сезона мультсериала "Любовь, смерть и роботы"
Кадр из второй серии первого сезона мультсериала "Любовь, смерть и роботы"

Вернёмся к дискуссии, которая возникла с моими соседями по палате. В итоге дискуссии, мы все пришли к выводу, что пока анимация находится в переходном состоянии от контента для детей к искусству для всех возрастов. Хоть я и не согласен с тем, что переход ещё осуществляется, всё же статистическое множество берёт верх над логикой.

Я убеждён, что совсем скоро случится революция, которая раз и навсегда закроет вопрос о детской природе мультипликации. Эта революция породит множество шедевров, которые каждый из нас позже будет вспоминать с тёплой улыбкой на лице.