Польше под крылом Российской Империи никогда спокойно не жилось - одно восстание за другим. Видимо, жить в империи не так здорово, как сейчас кажется некоторым.
По ряду причин восстания заканчивались крахом - но восставали поляки снова и снова, каждый раз рассчитывая на успех.
Это уже была не та Польша, что могла выставить передовую на тот момент армию, как при Орше. Не было и легендарных крылатых гусар, как при Клушине.
Основной массой бойцов у восставших были косиньеры - необученная, вооруженная откровенно слабо пехота, к тому же весьма уязвимая и далеко не всегда отличавшаяся стойкостью. Многим любителям фентези коса - их основное оружие- может показаться опасным. Конечно, особо впечатлительных такая орясина может напугать, но сельхоз инструмент - есть сельхоз инструмент.
Кто ее держал хоть раз в жизни знает, что порезаться то ей можно запросто, и заточка у нее , все же, сделана для косьбы - а погнуть ее даже о кочку, молодое деревце и любое другое препятствие - раз плюнуть.
Так или иначе, оружие это глубоко переоценено потомками -история, в целом, такая же, как с луками. Оружию сверхъестественные способности приписывают те, кто его в глаза не видел.
Однако, имело место быть сражение, где косинеры смогли проявить себя с наилучшей стороны - обычно это сражение и популяризируется, и переменный успех этого рода войск проецируется на все прочие сражения и попытки восстания - сражение под Рацлавицами, 1794 год.
Стоит признать, против группировки генерала Тормосова , имевшего при себе 2900 солдат и 12 пушек, выступил действительно талантливый и опытный полководец - Тадеуш Костюшко. Свой боевой опыт он получил, участвуя на стороне США в Войне за Независимость. Солдаты и артиллерия уступали в численности русским войскам, но при нем были две тысячи косинеров.
Генерал Тормосов не брал последних в расчёт, поэтому атаковал противника в стандартной манере - солдаты шли сомкнутым строем, в несколько рядом, что позволяло вести интенсивный и плотный огонь.
Тадеуш Костюшко , здраво оценивая свои силы, не стал принимать сильного противника в лоб - его солдаты воевали по новой методе, которая уже принесла победы американским минитменам- они рассыпались, ведя огонь из-за складок местности и разомкнувшись.
В то же время он сам повел за собой косиньеров в обход, и тем удалось быстро захватить русские орудия, лишив отряды Тормосова артиллерийской поддержки.
Генералу пришлось отступить, но победившая польская армия преследовать противника не решилась. Потери с обеих сторон были примерно равны, так что успех был временный.
Эта победа так втемяшивалась в головы полякам, что косиньеры стали их знаковым видом войск- и совершенно напрасно. (даже в 20 веке они успели мелькнуть, в 39м году)
Сложные построения в тандеме с обученными солдатами успеха не имели - вчерашние крестьяне с трудом постигали воинскую муштру, а отдельно от них толку было немного.
Удар в штыки, если таковой выжидали храбрейшие из мятежников, решал исход столкновения; шайка рассыпалась под выстрелами, пускаемыми вдогонку
Военный сборник, 1863 год
Использовать их стали исключительно как пушечное мясо, впрочем, безуспешно:
Кроме того, косиньеры ни разу не подходили к нам ближе 30-ти шагов и, не выдержав нашего огня и оставив трупы, бросались бежать. За косиньерами обычно идут несколько людей из панов с ружьями и револьверами и стреляют в своих сзади, заметив, что те неохотно идут умирать под наши выстрелы
История Лб-Гв. Финляндского полка", 1906 г.