В четверг, 5 марта 1953 г. небольшой датский остров в Балтийском море стал всемирно известным местом. В тот день польский младший лейтенант Францишек Ярецки решил сбежать и посадить свой МиГ 15бис в аэропорту Рённе на Борнхольме и попросить политического убежища.
Младший лейтенант Францишек Ярецки поступил в планерную школу в возрасте пятнадцати лет, несмотря на то, что требуемый возраст составлял шестнадцать. Фрэнсис, желая летать, солгал о своем возрасте. Он окончил среднюю школу на механическом факультете в Бытоме, где инструктор заметил его отличные оценки и большой авиационный талант. Он посоветовал мальчику присоединиться к вечеринке, если он хочет осуществить свою мечту о полетах. Так Ярецкий вступил в Коммунистический союз польской молодежи.
В 1950 году он поступил в Военно-воздушную академию в Демблине, подделав имя и подпись своей матери на бланке согласия. С 10 тысяч кандидат, были 150 приняты в Академию. Он получил благодарность от президента Болеслава Берута за отличные академические результаты.
Он также лично получил рацию от российского генерала Ивана Тюркеля. Это была награда за то, что Джареки был самым успешным учеником в своем классе в авиационной школе. Польский летчик использовал это радио для прослушивания BBC.
В 1952 году после окончания школы в возрасте 21 года был переведен в авиационную часть под Слупском. Эта эскадрилья из-за ее близости к Борнхольму укомплектовывалась только элитным и преданным партии личным составом. При поступлении в отряд Ярецкий набирал баллы в студенческие годы, был президентом местной ассоциации польско-русской дружбы, стал членом коммунистической партии. Фактически, Яреки ненавидел режим и коммунистов.
Яреки выбрал Борнхольм в Дании целью своего побега, вспомнив пропагандистский комикс, который он видел много лет назад. Он слышал, что остров оккупирован американцами. У него не было карты Борнхольма, потому что западные страны были исключены из своих карт. Он также понятия не имел, как американцы отреагируют на то, что он пилот из коммунистической страны. Он предполагал, что его могут сбить.
Великий побег
5 марта Ярецки был командиром соединения четырех самолетов МиГ-15. Он был разделен на две части; одна из первых двух машин летела с Яреки, две следующие следовали за ним, на большей высоте. Борнхольма не было видно на карте, которую Ярецкий держал в кабине, но в другой раз он заметил, что остров находится к северу от Колобжега, на расстоянии около 100 км.
Во время учений он резко набрал высоту, спрятался в облаках, взял курс на север, а затем на максимальной скорости спустился на высоту 200 м, чтобы его не было видно на радарах. ПВО сначала подумала, что пилот упал в море, затем были обнаружены запасные топливные баки, которые Яреки выбросил, чтобы набрать скорость. Было понятно, что произошло, но было уже поздно реагировать. Через 10 минут полета самолет приземлился в Борнхольме.
Каково же было его удивление, когда он понял, что на острове нет ни авиабазы, ни американских самолетов, а только полоса травы длиной 1200 метров в аэропорту Рённе, которая едва ли подходит для посадки его самолета. К удивлению местного населения, Джареки облетел остров в поисках «американской авиабазы», пока не понял, что единственный способ приземлиться - это эта небольшая полоса. Он совершил идеальную посадку.
Он вышел из самолета и, оглянувшись, увидел табличку на русском языке. Опасаясь, что он все еще находится на советской земле, он запаниковал, схватил пистолет и нажал на него, думая:
Живым меня не возьмут»
Вдалеке он увидел дом, у которого стояли женщина и ребенок. Он начал приближаться к ней, когда группа мужчин вышла из леса. Мужчины решили, что он русский. В конце концов он понял, что это безопасно, и сказал удивленным жителям:
"Коммунизм капут!"
В то время у ВВС Дании не было на Борнхольме радиолокационной станции, которая могла бы обнаруживать самолеты, прибывающие из Польши, и поэтому МиГ-15 прибыл совершенно незамеченным. Первый радар был установлен на Борнхольме в 1954 году, но по-настоящему эффективный радар дальнего действия появился только в 1962 году.
Возвращение самолета в Польшу
Военные быстро отгородили территорию, чтобы обезопасить самолет, который был спрятан под брезентом. Под командованием полковника Эрика Расмуссена самолет был разобран и проинспектирован. Первоначальное исследование длилось два дня, после чего самолет был доставлен в порт Ренне и отправлен в Копенгаген в сопровождении кораблей ВМС Дании. На авиабазе Вэрлёсе, которая является штабом командования авиационных материалов, самолет был полностью разобран и проинспектирован.
Качество сборки корпуса впечатлило исследователей, и ходили слухи (но так и не подтвержденные), что электроника содержит американские детали. Нет сомнений в том, что все результаты этой проверки были немедленно доведены до сведения других союзников по НАТО. Затем самолет был упакован в ящики и 20 марта возвращен в Польшу.
В Польше Ярецкого заочно приговорили к смертной казни. Много лет он не мог вернуться в Польшу, он приезжал сюда только в 2005 году. Его мать провела три года в тюрьме. Умер он 24 октября 2010 г. в г. Эри, США.