Найти тему
1,3K подписчиков

Болдуин наставляет рога Хопкинcу. Участвует медведь

Видеоверсия статьи «Книжный червь» – история про пожилого миллионера-интеллектуала, который вместе с молодым фотографом, а также помощником, терпит авиакрушение в диких местах Аляски.

Видеоверсия статьи

«Книжный червь» – история про пожилого миллионера-интеллектуала, который вместе с молодым фотографом, а также помощником, терпит авиакрушение в диких местах Аляски. Теперь благородному миллионеру надо не только выжить и одолеть рыщущего поблизости медведя, но и разобраться с подлым фотографом: правда ли, что тот спит с его женой-манекенщицей?

Хорошая история? Так, во всяком случае, думал продюсер Арт Линсон снимавший провальные фильмы среди которых нет-нет, да появится шедевр (например, «Бойцовский клуб»). Линсон ухватился за историю сценариста Дэвида Мамета и нанял режиссера Ли Тамахори, малоизвестного новозеландского постановщика, который у себя на зеленой родине произвел фурор с лентой «Когда-то были войнами». С актерами было сложнее. Студия «Фокс» хотела на главные роли – миллионера и фотографа – суперзвезд Харрисона Форда и Тома Круза. Но не вышло. Тогда Линсон стал понижать ставки. Следующими кандидатами стали Роберт Де Ниро и Алек Болдуин. Де Ниро засомневался, когда узнал что придется играть с медведем. Ему требовался партнер, с которым можно было установить эмоциональный контакт. Когда Линсон заверил, что медведь будет настоящий, Де Ниро продолжал сомневаться. Он посмотрел еще не вышедший в прокат фильм Тамахори «Скала Малхолланд» и спросил: «Почему они никогда не снимают шляп»? – намекая на невнимание режиссера к деталям. Тем временем, Болдуин, напротив, рвался в проект. Ранее актер уже играл в фильме по сценарию Мамета и его роль в «Гленгарри Глен Росс» считалась лучшей в его карьере. Поскольку остальные фильмы Болдуина стабильно проваливались, он надеялся, что очередная роль по Мамету реабилитирует его коммерческий потенциал. В конце концов, его утвердили, а вместо сомневающегося Де Ниро наняли Энтони Хопкинса. Как написал Линсон, не получив суперзвезд, они удовольствовались двумя талантливыми, но некассовыми актерами, которые в сумме могли дать гораздо больше чем одна суперзвезда: «Вы бы обменяли одного Киану Ривза на Эдварда Нортона с Ричардом Гиром?» – риторически вопрошал продюсер, намекая на их эффектный дуэт в «Первобытном страхе».

Барт
Барт

Съемки «Книжного червя» проходили в Скалистых горах, в Канаде и сопровождались серией эксцессов. Болдуин прибыл на площадку, заросший густой бородой. Линсон и Тамахори сочли бороду похвальной попыткой вжиться в образ, – человека в диких условиях – но вежливо попросили сбрить, так как с бородой актер выглядел старше и важная для сюжета разница в возрасте между ним и Хопкинсом, пропадала: «Ушлепки из Голливуда будут учить меня как играть!» – заорал Алек – «Убирайтесь отсюда!». Потом поостыл и соскоблил растительность, в дальнейшем отпуская щетину постепенно в соответствии с тем временем, которое его герой проводил в лесу. С Хопкинсом тоже было непросто. У него в шее был защемлен нерв и он пил обезболивающие. Препараты были столь сильные, что при съемках в холодной воде он не почувствовал переохлаждения и слег. Через два дня актера удалось поставить на ноги. Видимо, чтобы оградить голливудских звезд от простуды, персонал установил рядом с рекой, где проходили съемки, джакузи. Между дублями Болдуин и Хопкинс лежали каждый в своей ванне, грели озябшие члены, курили сигары и вели интеллектуальный разговор об искусстве. Единственным, кто не доставлял хлопот, был медведь Барт. Актер со стажем – он был известен по таким работам как «Легенды осени» и «Белый клык» – медведь не болел и не устраивал истерик. Для постановки некоторых сцен был создан механический медведь, он обошелся студии в несколько сотен тысяч долларов, но толку от него оказалось немного и почти все съемки, где по сюжету участвовал разъяренный зверь, были сделаны с Бартом. Получил он сверхурочные? Гонорар Болдуина составил семь с половиной миллионов долларов, но Барт не получил ничего, если не считать посмертной славы. Сейчас от его имени работает фонд, который занимается сохранением среды обитания гризли на территории от Айдахо до Аляски.

Брюс Уиллис в образе Болдуина: "Я растил эту бороду полгода"
Брюс Уиллис в образе Болдуина: "Я растил эту бороду полгода"

Когда фильм сняли, в маркетинговом отделе решили, что название «Книжный червь» не привлечет, а оттолкнет зрителя. На выбор были предложены расхожие варианты «В диких условиях» и «Засада», а также экстраординарные, больше подходящие хоррору «Медведь и мозги» и «Кровавое предательство». Выбор остановили на нейтральном «На грани». Но и новое название не сделало фильм привлекательным для критиков и зрителей. Первые отмечали, что имея на руках ироничный и остроумный сценарий Мамета, Тамахори сделал упор в экшен, приложив свои способности не столько к работе с двумя драматическими актерами, сколько к тому, чтобы эффектно разрушить в воздухе самолет или показать, как медведь рвет на части помощника главного героя. Зритель фильм тоже не оценил. Вышедший в тот же месяц боевик «Миротворец» с Джорджем Клуни и Николь Кидман, пользовался большим успехом, чем «На грани» в результате чего фильм стоивший 30 млн долларов принес 43, что за вычетом доли кинотеатров, привело «Фокс» к чистому убытку в 10 млн. Как и следовало ожидать, Болдуин больше не получал контрактов на главные роли в голливудском кино; Хопкинс перенес удар стоически, потому что у него был «Оскар» и культовый образ Ганнибала Лектора; Линсон, имевший репутацию проблемного продюсера – снова подтвердил ее. Со временем «На грани» получил признание зрителей и сегодня, например, в России имеет высокий рейтинг 7,9 баллов, но тогда это был чистой воды провал. Спустя годы Линсон написал мемуары, в которых посвятил перипетиям съемок «На грани» целых три главы, а в 2008 году, спродюсировал по мотивам книги фильм «Однажды в Голливуде» (не путать с фильмом Тарантино). В этой производственной трагикомедии образ Линсона воплотил Де Ниро, а Болдуина – Брюс Уиллис. «Они еще будут учить меня о целостности моего образа!» – кричит Уиллис – «Я растил эту бороду полгода, 24 часа в сутки, семь дней неделю и ни одной жалобы!». Почему Уиллис? Как сказал Де Ниро, он предлагал Болдуину сыграть самого себя, но тот отказался.