Не забудьте подписаться на мой канал.
Наверняка большинство из Вас слышали такое мнение, что для занятий с логопедом необходимо подождать, когда ребенку исполнится 5 лет. Но это ошибочное мнение. Почему? Будем разбираться!
Для того чтобы понимать, когда обращаться к логопеду, нужно четко представлять этапы развития речи в норме.
От рождения до 1 года: гуление (1,5-3 месяца), лепет (4 месяца), первые слова (11-12 месяцев).
От 1 года до 2 лет: накапливаются слова (названия предметов, признаков, действий, местоимения, предлоги) и объединяются в предложения из 2-5 слов.
От 2 до 3 лет: распространяется фраза (т.е. увеличивается количество слов в предложении), появляются другие формы местоимений, наречия.
Таким образом, речь ребенка к 3 годам соответствует речи взрослого человека. Малыш способен связно высказываться, составлять рассказ (из 5 предложений). Но в речи ребенка будут присутствовать нарушения произношения трудных по артикуляции звуков, а именно [р], [р`], [л], [л`], [ш], [ж], [щ], [ч], [с], [с`], [з], [з`], [ц], так как с физиологической точки зрения речевой аппарат ребенка достигает нормы своего развития к 5 годам. Еще одно допустимое нарушение в речи ребенка 3 лет - неправильное воспроизведение слоговой структуры сложных слов (из 4 и более слогов, например, "парикмахерская") и слов, значение которых ребенку не знакомо.
Так с какого же возраста целесообразно начать работу с логопедом?
Ждать 5 лет можно только в случае, если у ребенка нарушения произношения звуков речи являются следствием физиологического несовершенства речевого аппарата (это то, о чем я написала выше).
Но для этого необходимо как можно раньше проконсультироваться со специалистами (невролог, логопед), которые подскажут Вам какое нарушение речи у вашего ребенка, стоит ли ждать 5 лет или необходимо уже начинать заниматься по его устранению.
Во всех остальных случая логопедическую работу следует начинать уже с раннего возраста (1-3 года). Так как существуют такие нарушения речи, которые клинически диагностируются с рождения ребенка по определенным симптомам.
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует речь (это можно выявить к 2 годам), в первую очередь необходимо обратиться к специалистам (педиатру, неврологу, сурдологу) для отграничения от других видом нарушения в развитии. После получения необходимых медицинских заключений о том, что у ребенка отсутствуют пограничные состояния, целесообразно начинать логопедическую работу с ребенком.
И еще одно мнение, которое я часто стала слышать в последнее время: "Я сама (или старший ребенок в семье) поздно научилась выговаривать звуки, значит и мой ребенок научится". НЕТ! Сейчас гораздо многообразнее и сложнее речевые нарушения, которые требуют большего времени для их коррекции. Ждать и опираться на это неправильное мнение нельзя! Иначе можно вовремя не заметить более серьезные нарушения и упустить время, когда можно еще все исправить. И помните об индивидуальных особенностях каждого человека!
Уважаемые родители! Как только Вы поняли, что речь Вашего ребенка нарушена, отстает от возрастной нормы или вовсе отсутствует, не затягивайте и обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам. Чем раньше Вы это сделаете, тем быстрее и эффективнее будет логопедическое воздействие.
Другие мои статьи:
Развитие ребенка от 5 до 7 лет
Развитие ребенка от 3 до 5 лет
Развитие ребенка от 1 года до 3 лет (раннее детство)