21 подписчик

Эпоха барокко в музыке. Часть I. Возникновение барокко. Ранее барокко (1600 - 1654).

114 прочитали

09.05.2021

La vida es sueño «Жизнь есть сон»

Педро Кальдерон де ла Барк

Первоначально барокко возникло в живописи и архитектуре, с преобладанием вычурных форм, сложности и пышности. Это был ответ на беспричинный оптимизм и гармонию эпохи Возрождения – появление трагического мироощущения. Эстетика барокко требовала трагических развязок сюжета, драматической экспрессии, прославления героического; показа душевных переживаний человека; причудливой смены образов; приукрашенности изложения. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль и т.д.). Само слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» «жемчужина или морская раковина причудливой формы» или от лат. baroco «мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике». К музыке это слово стали применять в 1730-е гг., - в иронической полемике вокруг опер Жана-Филиппа Рамо (Жан Батист Руссо в стихотворении 1739 года говорит о «барочных аккордах» в «Дарданусе»). Во всех случаях под словом «барокко» подразумевается «странная», «необычная», «причудливая» музыка. Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет (1600—1750 гг.(год смерти И. С. Баха)) композиторских стилей западноевропейского региона.

Этапы развития музыки барокко:

1. Раннее барокко (1600 - 1654). Переход между эпохами барокко и ренессанса произошел, когда итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567—1643) разработал свой собственный речитативный стиль и начала последовательно развиваться итальянская опера. В вокальным речитативе больше значение приобретает текст, тогда как музыка сводится к минимуму, до гармонической опоры. Поэтому речитатив (от лат. recitare "декламировать") определяется как «стиль между декламацией трагедии и музыкальным наброском». Речитатив появился впервые в творчестве композиторов Флорентийской Камераты в XVI в. У Монтеверди он принял характер более сложный и независимый. Одно из требований, предъявляемых церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы. Это потребовало ухода от полифонии (лат. polyphonia, др.-греч. πολυφωνία — буквально «многозвучие»), где все голоса были равноправны. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом. Так получила развитие гомофония –тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. И в результате этого в конце XVI в. появился непрерывный бас, - гармонически – инструментальный опорный элемент, сопровождающий верхние партии сочинения от начала до конца (отсюда название “непрерывный»). До введения такого баса нижняя партия (бас или тенор) просто повторяла тему по принципу имитации. Стилистические различия определили переход от ричеркаров (многоголосных жанров), фантазий (импровизационных форм) и канцон (куртуазных песен трубадуров) Ренессанса к фугам (в которых общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой), - одной из основных форм музыки барокко. Монтеверди назвал этот новый, свободный стиль seconda pratica (вторая форма), в отличие от prima pratica (первой формы), характеризовавшей мотеты и другие формы хоровой и ансамблевой музыки таких мастеров Ренессанса, как Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Сам Монтеверди использовал оба стиля; его месса «In illo tempore» написана в старом, а его «Вечерня пресвятой девы» — в новом. После многовекового господства хорового пения стали утверждаться новые одноголосые формы вокальной музыки – арии, ариозо, - дававшие певцам-солистам богатые возможности для раскрытия индивидуальных возможностей голоса. Они, как и уже упомянутый речитатив, а также комбинированные вокально-инструментальные формы, оратория и кантата, выросли из монодии - стиля сольного пения с гомофонным сопровождением (инструментальным аккомпанементом), сложившегося в Италии в XVIв. Итальянская опера, с которой связана эпоха стиля и техники bel canto, зародилась опять же, в недрах Флорентийской камераты, в начале XVIIв.. Монтеверди был первым оперным композитором, воплотившим на сцене сильные характеры и большие страсти и который обогатил оперу рядом новых выразительных средств: напевную декламацию соединил с кантиленой, мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической драмы.

#музыка #историямузыки #барокко #

09.05.2021 La vida es sueño «Жизнь есть сон» Педро Кальдерон де ла Барк Первоначально барокко возникло в живописи и архитектуре, с преобладанием вычурных форм, сложности и пышности.

https://zen.me/1lwIye Эпоха барокко в музыке. Часть II.

https://zen.me/jxaG9 Эпоха барокко в музыке. Часть III.

https://zen.me/50XZF Эпоха барокко в музыке. Часть IV.

https://zen.me/1yaLtB Эпоха барокко в музыке. Часть V.