Определение «реальная» в данном контексте призвано подчеркнуть, что речь идет не о теоретических аспектах экономической науки и не о многочисленных доктринах, созданных в XIX – XX веках по поводу тех или иных экономических проблем. В ситуации нынешнего интеллектуального сумбура гораздо важнее сосредоточить внимание на специфике самой трудовой, хозяйственной деятельности, которая, собственно говоря, и создает материальные условия существования человеческого общества.
Любому мало-мальски непредубежденному человеку должно быть понятно, что обязанность трудиться – одна из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Не менее важная, ответственная и трудная, чем продолжение рода и воспитание потомства. По этой причине очень многие люди воспринимают данные обязанности не иначе, как тяжкое бремя. Между прочим, и в Библии они оцениваются именно как наказание за первородный грех: «Жене (Господь) сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни и муках будешь рожать детей… Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей… проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и во прах возвратишься» (Бытие 3, 16-17).
Критическое, а то и негативное отношение к экономической деятельности у широких масс вызывается еще и неприятием ими тех типов личностей, которые оказываются наиболее приспособленными к деловой активности, к занятиям бизнесом и предпринимательству. Разумеется, сплошь и рядом это неприятие обусловлено банальной завистью. Но не только. Нынешние экономисты, характеризуя предпринимателей, подчеркивают их организаторские способности, их креативность, энергию и расчетливость, их целеустремленность и упорство, подчас называя эти качества в числе объективных факторов современного производства. При этом они как-то забывают уточнить, что эти сукины дети отличаются еще и особым корыстолюбием, подчас неотличимым от алчности. И граждане в массе своей это прекрасно понимают. Не случайно в общественном сознании закрепились фактически карикатурные образы «капиталистов», готовых сдирать с трудящихся не только последнюю рубашку, но и саму шкуру. На этом сюжете и основаны все многочисленные побасенки о современном капитализме, с которым современное общество якобы мирится лишь с великим трудом, принимая его экономическую эффективность.
Надо признать, что люди в массовом порядке готовы мириться со множеством негативных аспектов действительности, если только они признают их необходимость и неизбежность. Так, в частности, практически все народы и страны осознают необходимость содержания собственных вооруженных сил, несмотря на то, что военные расходы составляют значительную часть их бюджетов, существенно сокращая социальные и другие общественно важные программы. Всякому человеку ясно, что до тех пор, пока люди создают все новые и новые виды вооружения, на земле будет литься кровь и многие конфликты будут решаться именно военным путем.
При этом ни для кого не секрет, что именно среди силовиков часто встречаются личности, в принципе способные насильничать и убивать. Понятное дело, нелепо идти на воинскую службу, вообще не обладая подобными психологическими наклонностями. Не требует доказательств тот факт, что среди людей, занимающихся наукой или музыкой, гораздо меньше потенциальных убийц и садистов. Но любое общество вполне терпимо относится к этому обстоятельству, полагая, что оно в принципе не угрожает его собственному существованию до тех пор, пока в государстве не устанавливается какая-то из форм фашиствующего режима. Но это происходит довольно редко и мировое сообщество, слава Богу, в целом научилось справляться с подобной напастью.
Гораздо менее терпимо многие народы относятся к факту значительного материального, экономического неравенства, которое в наши дни возникает в результате хозяйственной деятельности предпринимателей и организаций и воспринимается населением в наши дни не иначе, как проявление «экономического господства», как доминирование «всесильного капитала» над массами трудящихся. Рядовые участники производственных процессов нисколько не сомневаются во всемогуществе промышленных магнатов и крупных финансистов. Люди убеждены, что, побуждаемые самыми низменными инстинктами – алчностью и корыстолюбием, «хозяева жизни» без особых препятствий способны добиваться своей цели – еще большего собственного обогащения, тем более, что они, как правило не обременены какими бы то ни было моральными табу. Нет преступления, на которое они не пошли бы ради достижения своих целей, при условии, что эти преступления не предусмотрены уголовным кодексом. Именно эта логика и лежит в основе широко распространенных образов экономических хищников – пресловутых «акул капитализма», истребляющих все на своем пути.
Многие предприниматели, действительно, мотивированы исключительно эгоизмом, личным интересом и сребролюбием. Но в реальной экономической жизни это обстоятельство особой роли не играет. Сам процесс массового товарного производства нивелирует эти индивидуальные мотивы. Преследуя исключительно корыстные цели, предприниматели вынуждены, подчиняясь законам экономики, работать на общее благо, создавая потребительные ценности, постоянно расширяя ассортимент выпускаемой продукции и виды предлагаемых услуг. В этом и заключается главное чудо современной экономики, в которой массовое товарное производство стало играть абсолютно доминирующую роль. Самая крутая, самая жестокая «акула капитализма» непосредственно и прямо зависит от расположения массовых потребителей, от их готовности покупать ее продукцию или пользоваться ее услугами. Самое незначительное снижение продаж или падение биржевых котировок конкретной фирмы способны создать панику даже внутри очень крупных корпораций, не говоря уже о предприятиях меньшего масштаба. Все они фактически подвержены процессу постоянных выборов – ежедневных и даже ежесекундных выборов, в которых избиратели (весь народ) голосуют за имеющихся на рынке участников экономической гонки не бросовыми бумажками бюллетеней, а реальными деньгами. И это более, чем серьезно. Это и есть подлинная экономическая демократия. Все остальные варианты организации общественного производства и распределения – тупиковые направления, во-первых, не способные обеспечить общество всем имеющимся и постоянно разрастающимся ассортиментом товаров народного потребления, а, во-вторых, заранее обреченные на экономическую неэффективность.
Некоторые политологи высказывают мнение, что буржуазное общество на Западе определенным образом пародирует древнегреческую демократию, создав по аналогии с нею парламентские структуры и утвердив институт выборности на важнейшие государственные должности. Они считают, что выборы – пропагандистские шоу, происходящие один раз в четыре года, а то и в пять-шесть лет и призванные прикрыть, сделать менее очевидной абсолютную власть экономических и финансовых магнатов видимостью того, что будто бы сам народ выбирает себе состав политического руководства. Эти рассуждения - либо откровенная ложь, либо крайне глубокое заблуждение. Западная избирательная система, конечно, далека от совершенства, как и все институты, до сих пор создаваемые людьми. Но она вполне обеспечивает сменяемость власти и создает условия для последовательного экономического и социального развития самого общества. А сами граждане развитых стран в течение двух-трех столетий уже приучены постоянно совершать выбор между имеющимися у них экономическими альтернативами: либо отдых за границей, либо ремонт в доме; либо улучшение своих жилищных условий, либо приобретение акций преуспевающих компаний и т.д и т.п. Их не надо приучать к непривычной для граждан недемократических стран процедуре выборов.
Таким образом то, что мы по традиции называем «капиталистической экономикой», есть не что иное, как массовое товарное производство, обеспечивающее общество львиной долей товаров и услуг. Именно оно и является основой материального благосостояния развитых государств, хотя в них допускается и функционирование гораздо менее эффективных в экономическом отношении индивидуальных и малых предприятий. Принято считать, что рационально иметь порядка 50 % таких частных лавочек (пекарен, пиццерий, кафе, кофеен, пирожковых, маленьких магазинов и пр.) для сохранения нужного экономического баланса – для укрепления среднего класса, сохранения значительного количества рабочих мест и воспитания в массах чувства рачительных хозяев, ответственных за собственное «дело». И, кроме того, частные лавочки реально разнообразят предлагаемые товары и услуги. Массовое производство все же стремится к предельной стандартизации, тогда как в частных пекарнях даже хлеб и булочки весьма существенно отличаются по вкусу, привлекая тем самым собственных покупателей.