Найти тему
Будни обывателя

ОДИН В ПОЛЕ…

Часть 2. Баба Яга против…

На кухне по душам

Порт Находка.
Порт Находка.

Может быть первая часть моего повествования была и не очень интересная, но я посчитал нужным все-таки рассказать читателям о некоторых особенностях ивасевой (да и вообще) рыбалки в дальневосточных водах.

А ивасевая рыбалка была хоть и несколько суматошная, не такая, как минтаевая и тресковая, но зарабатывали на ней рыбаки на камчатских колхозных судах несколько больше, чем на других видах промысла, поэтому и народ здесь работал поинтеллигентней что ли. Да и на Южных Курилах погода летом была гораздо лучше, чем в Беринговом море.

Началась вся следующая эпопея с того, что с плавбазы, но которую мы сдавали улов, на берег собрались несколько иностранцев-немцев, которые настраивали на ней новое оборудование. Рыбачили мы в районе Шикотана, а оттуда добраться до материка в те годы была большая проблема. Нужно было высаживаться на острова Кунашир или Итуруп и с них лететь самолетом на Сахалин, а оттуда уже как-то добираться на материк. Однако самолеты с этих островов летали нерегулярно, потому что здесь почти все лето висел над островами туман и рейсы задерживались на неделю и больше… да и билетов еще попробуй купи…

Ну и попросил капитан-директор плавбазы отвезти специалистов в Находку, поближе к цивилизации. Капитан нашего судна согласился, потому что дружба с плавбазой в те времена стоила гораздо дороже, чем четверо суток простоя (до Находки из района промысла идти было около двух суток).

Чтобы как-то еще мотивировать наш экипаж, плавбаза разрешила нам стать во внеочередной замет. Ну мы и стали…

В это время экспедиция переместилась ловить рыбу в японскую экономическую зону, а там иваси вела себя несколько иначе, чем у Курил. Рыба располагалась огромными, мощными полями на больших площадях, и ловить ее было очень просто: судно подходит к «полю» (его ночью хорошо видно визуально, гидролокатор тоже его нормально пробивал), маневрирует, как ему заблагорассудится, ставит невод и все… здесь была стопроцентная гарантия улова, так как эти поля были почти совершенно неподвижны.

Средний рыболовный траулер морозильщик (СРТМ-800)
Средний рыболовный траулер морозильщик (СРТМ-800)

Первым заметом в невод попало столько рыбы, что мы не смогли ее взять… Не смогли нормально подсушить кошелек, чтобы загнать рыбу в его сливную часть. Уже за несколько литеров до сливной части невод стал трещать, силовые блоки крутились в холостую и даже стяжной трос не получалось полностью выбрать лебедкой.

Судно стало опасно крениться на правый борт в сторону невода, местами на неводе стали тонуть наплава, создалось такое впечатление, что наше орудие лова чуть ли ни полностью забито рыбой. В общем пока капитан решал что же нужно делать, оборвалось несколько веревочных уздечек, которые крепят нижнюю часть кошелька к стяжному тросу, рыба резко вышла из невода и судно выпрямилось на ровный киль.

Я три раза был в ивасевых экспедициях, но столько рыбы к нам в невод никогда не попадалось.

Следующий замет был удачным – мы сдали на плавбазу 350 тонн рыбы. Подобного улова в той экспедиции у нас больше не было -это очень много.

В общем, посадили мы на борт специалистов, и через два дня благополучно их высадили в Находке.

Вот оттуда все и началось.

Оказалось, что экипаж судна – это не белые и пушистые специалисты высокого класса, а вполне себе обычные рыбаки, не чурающиеся выпивки до потери сознания. Народ пил два дня до подхода в экспедицию, и потом никто не мог остановиться.

Самое пикантное то, что пил (вернее нажирался в усмерть) в основном, командный состав, простые матросы просто наблюдали за той вакханалией, что творилась на судне.

Конечно, все началось с капитана. Я не мог до этого сказать о нем ничего плохого – это был нормальный мужик, грамотный, веселый, рыбак от бога, но после Находки на капитанском мостике его не было вовсе: он или валялся в каюте радиста под столом, или под столом у себя в каюте.

Гидроакустик, радист, стармех, второй механик, электромеханик, рефмеханик, боцман, третий штурман… еще несколько человек шарахались по судну или валялись в самых неожиданных местах упитые до усрачки. Боцман ростом метр в кепке корякской наружности ходил (когда мог) по судну, надувался от собственной значимости и нарывался на драку с кем ни попадя (был несколько раз нещадно бит неизвестными).

В самом отвратительном виде перед народом предстал электромеханик (на судовом сленге – светила): он все это время проживал в кладовке вместе с судовой сукой на полуметре площади помещения… Там же еще жили два маленьких щенка. От светилы воняло псиной за версту, он был с ног до головы в собачьей шерсти, невменяемый и грязный.

И вот в таком состоянии был экипаж нашего судна в экспедиции, где работали больше 200 промысловых судов и больше пятидесяти плавбаз… Причем работали в очень ограниченном морском пространстве.

Однажды я поднялся на ходовой мостик на свою вахту второго штурмана с ноля часов до четырех утра. Судно куда-то неслось полным ходом, на мостике был только второй гидроакустик, он смотрел на гидролокатор, сам стоял на руле, а за окнами висел сплошной туман.

- Слышь, ревизор (это прозвище второго штурмана), - сказал гидроакустик, - я уже полчаса обхожу этот долбанный пароход, и никак не могу от него оторваться…

Визуально, конечно, других судов видно не было из-за сплошного тумана.

Я глянул в локатор, и у меня перехватило дыхание – в пределах одной морской мили вокруг нас было около пяти судов…

Я быстро сбавил ход до малого, отвернул вправо от самого ближнего судна и проложил курс на выход из скопления судов.

Третий штурман в пьяном беспамятстве валялся на диване в штурманской рубке.

Сначала я хотел выйти из скопления судов и лечь в дрейф, но потом решил, что этим проблему не решить и проложил курс домой в Петропавловск.

Когда меня сменил старпом, я ему доложил обстановку и пошел в каюту, скоро судно сбавило ход и легло в дрейф.

Потом было судилище. На общесудовом собрании в этот же день не пришедшие в себя алкаши распинали меня, как только могли. Предлагалось меня списать с самой поганой характеристикой, дать телеграмму в порт о моей профнепригодности и прочая, и прочая, и прочая… Естественно, ни один человек не стал на мою защиту, я оказался в одиночестве среди перекошенных пьяных рож… Больше всех орал и плевался светила…

Капитан сидел хмурый, темный лицом, трясся и не мог сказать ни одного слова.

Когда наорались алкаши, профсоюзные и партийные лидеры, я встал и сказал, что если мы не пойдем в Петропавловск, то я ночью спущу на воду промысловый бот и с вещами перееду на отходящее в порт судно.

Конечно, я блефовал, но через два дня мы все-таки в порт снялись – капитан послал радиограмму, что просит разрешение перейти в Петропавловск на кратковременный отдых экипажа (рейсовое задание мы перевыполнили с лихвой хотя по судосуткам время не добрали).

Судовые отчетные документы капитан подписывать не мог – у него сильно тряслись руки.

Через две недели наше судно снова вернулось в экспедицию, и мы опять поймали столько же рыбы и очень неплохо заработали.

Иван ТРОФИМОВ.

Фото из открытых источников.