Мир делится на два класса — одни верят в невероятное, другие совершают невозможное. Талантливый советский режиссер Леонид Гайдай умел и то, и другое. Подтверждением этих слов является его комедия «Иван Васильевич меняет профессию» – ненаучно-фантастическая, не совсем реалистическая, с авантюрным сюжетом, тонким юмором и созвездием потрясающих актеров.
Кого Гайдай видел в роли царя?
Ответ на этот вопрос прост - Юрий Никулин, только его режиссер видел в главной роли, и именно под него и писался сценарий фильма. Но, к сожалению, актер оказался. Однако Никулин отказался от роли, по одной из версий у него намечались длительные гастроли цирка, по другой актер боялся, что фильм по запрещенной пьесе Булгакова просто положат на полку, поэтому не хотел в пустую терять целый год. Уговорить артиста так и не получилось, поэтому пришлось искать другого "царя".
На пробу было приглашены три претендента: Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин. Лебедев отлично вписывался в образ царя, но был не убедителен в качестве управ. дома. Евстигнеев отлично справился с двумя образами, но из-за напряженного графика не смог сниматься. Вицина побоялись брать на роль, ссылаясь на то, что у зрителя будет четкая ассоциация с "трусом" из знаменитой троицы.
Когда эти варианты были отклонены режиссеру предложили попробовать Юрия Яковлева, тот с первого раза прекрасно справился с поставленной целью и тут же был утвержден Гайдаем на обе главные роли. Ему удалось показать одновременно грозного и смущенного царя, а в будущем маленького человека с большими амбициями.
Жорж Милославский мог быть совсем другим.
Изначально на роль был утверждён Андрей Миронов, который отлично сыграл в паре с Никулиным в фильме "Бриллиантовая рука", но как выяснилось Юрий Владимирович отказался от съемок. На фоне Яковлева Миронов был слишком утончённым и артистичным, поэтому пришлось возобновить поиски актера.
Леонид Куравлев произвел самое выгодное впечатление из десятков знаменитых актеров. Многие зрители могли и раньше видеть его в роли жулика Шуры Балаганова в кинофильме "Золотой телёнок", но для роли Жоржа актер нашел совершенно новые тона, в итоге перед нами появляется не просто жулик, а талантливый авантюрист, остроумный, находчивый и располагающий к себе.
Как Николай Тимофеев стал Алексеем.
На роль инженера Тимофеева пробовался Олег Видов. Но Гайдай ждал Александра Демьяненко. Очень хотел посмотреть на него в образе и пробы ему понравились.
Интересный факт: в оригинале Булгакова инженера создавшего машину времени звали Николаем Тимофеевым, но Гайдай утвердив на роль Александра Демьяненко изменил имя на Александра, которого зрители восприняли за повзрослевшего "Шурика" и приняли эту историю за продолжение "Операции "Ы"" и ""Кавказкой пленницы". Характер его стал более серьезным.
Кто придумал наряды для Зиночки?
Когда эта обворожительная красавица, которую сыграла Наталья Селезнева, появлялась на экране все зрители сходили с ума, особенно женская половина. Они любовались прекрасными нарядами Зины, а кто-то делал зарисовки прямо в зале, чтобы уже дома самой жить похожие наряды, или бежать со всех ног в ателье. Образ Натальи Селезневы создавал начинающий, на тот момент мало кому известный, художник - модельер Вячеслав Зайцев. Он и одел её в яркие цвета, броско, но зато элегантно, вдохновляясь к тенденциям мировой моды.
Гайдай хотел найти другую актрису на роль Зины, опасаясь что зрители будут видеть в ней Лиду, хорошую девочку, что кардинально не сходится с образом Зины. Но опасения были напрасны, Наталья Селезнева доказала что достойна этой роли.
Запрет на худобу.
Наталью Крачковскую на роль утвердили сразу. Она с энтузиазмом взялась за дело, и стала выкладываться на все сто. Но в процессе съемок она слегла в больницу с пневмонией, выписавшись она не могла нарадоваться, ведь злополучные лишние килограммы ушли, но Гайдая такой расклад не устраивал, и он велел немедленно вернуть потерянные килограммы. Он лично следил за её питанием: с утра манная каша с медом, кофе со сливками и бутерброды с маслом, на обед макарон, да побольше. Н таком рационе потерянные килограммы быстро вернулись.
Исторические рамки картины.
Милая и скромная царица Марфа Васильевна в исполнении Нины Масловой — реальный исторический персонаж. Зрителям очень понравилось как она сыграла юную и кроткую царицу. Но излишняя скромность это не задумка режиссера, а вынужденная мера, ведь за пару дней до съемок актриса ввязалась в драку. И если с синяком гримеры справились без проблем, то с красным глазом дела обстояли сложнее.
Именно поэтому актриса постоянно застенчиво спускала глаза, что в итоге эффектно сработало на образ.
Марфа Васильевна действительно была третьей женой Ивана Грозного. Под венец она пошла девятнадцати лет отроду, но на пятнадцатый день замужества умерла. В связи этим можно сделать вывод, что самозванцы попали в прошлое в период между 29 октября и 13 ноября 1571 года.
Что в итоге?
А в итоге с тех пор прошло несколько десятков лет, изменились времена, выросло несколько поколений, но популярность комедий Леонида Гайдая осталась неизменной. Благодаря ей мы можем вновь отправится в прошлое, увидеть любимых героев, подпевать им и повторять фразы, которые уже давно стали крылатыми.
Спасибо за то, что прочитали мою статью до конца! Буду рад, если поставите лайк и напишите свое мнение в комментариях.