Во Владимирской области есть городок Юрьев-Польский (стоящий в полях). Построен он был ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Таким образом, он является практически ровесником Москвы.
В 1230-1234 годах, в Юрьев-Польском был построен последний большой белокаменный храм на Руси, который успели возвести до монголо-татарского нашествия - Георгиевский собор. После него, как известно традиции русского зодчества были утеряны.
Но не этим, до сих пор интересен этот храм. Стены собора были украшены уникальными рельефами, на которых изображены не типичные для русского зодчества изображения не только святых, но и диковинных животных, птиц и даже слона.
- В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом, зодчий, понимая значение исторического сооружения, не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов - Википедия
Поэтому, что хотел выразить неизвестный строитель первоначального проекта собора в XIII веке пока что, точно, не может сказать никто.
Очень много на Георгиевском соборе изображений Льва - символа владимиро-суздальских князей. Причем они смотрят прямо на смотрящего на них, что запрещено православным зодчеством, где демонические изображения должны изображаться в профиль.
И это, только, одна из загадок собора!
Что интересно, строительство собора в XIII веке шло под присмотром владимирского епископа Митрофана. От него был послан монах, который наблюдал за тем, как идет строительство храма. Возможно, именно он был инициатором создания удивительных рельефов на храме. Сам епископ погиб при взятии Владимира монголами в 1238 году.
Но частое изображение китоврасов (кентавров), псов, собак и других не православных изображений говорит о том, что строивший собор архитектор был возможно не православным. Ведь, Успенский собор во Владимире например строили архитекторы, присланные императором священной римской империи Фридрихом Барбароссой (именно тем, в честь кого был назван план нападения на СССР).
На европейский след указывают и многие изображения лиц в колпаках, похожих на фригийские - атрибут средневековых алхимиков.
Единственное, что не совпадает, так это то, что Успенский собор во Владимире был построен в 1158-1160 годах. А Георгиевский собор значительно позже. Да и мастеров послали по просьбе великого князя Андрея Боголюбского, бывшего другом Барбароссы.
Поэтому русскими учеными считается, что возможно Георгиевский собор строил переяславский князь Святослав Всеволодович (1196-1252 годы жизни).
- Академик Российской академии художеств С. В. Заграевский показывал, что князь Святослав не только сам был архитектором Георгиевского собора, но также руководил строительством и других крупных белокаменных храмов эпохи великого князя Юрия Всеволодовича, в том числе Богородице-Рождественского собора 1222-1225 гг. в Суздале - Заграевский С.В. Зодчие домонгольской Северо-Восточной Руси // Материалы ХХIV межрегиональной краеведческой конференции (19 апреля 2019 г.). Владимир, 2019. С. 229–237.
На это указывает и то, что не известно чем занимался Святослав Всеволодович в промежутке между 1230 годом (князь переяславский) и 1238 годом (стал князем суздальским).
Но советский искусствовед Георгий Вагнер доказал, что храм строили две артели строителей. И скорее всего рельефы резала отдельная артель, специализировавшаяся на библейских сюжетах. Но впоследствии при перестройке эти рельефы были перепутаны. От той артели остался только один автограф некоего Бакуна. Возможно были и другие автографы, но они скорее всего были утрачены.
Основной идеей храма, по мнению Вагнера было увековечивание памяти княжеской дружины, которая символизировала княжескую власть.
Ну, и куда же, без казахов в исследовании русской истории?
Уроженец Казахстана публицист Сергей Баймухаметов считает, что строительство Георгиевского собора связано со знаменитой Липицкой битвой.