Ребенок ведет себя странно? Как не упустить тревожные признаки заболевания
Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.
Простыми словами: «Аутизм — это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».
Группы симптомов и признаков
Сложности в социальной коммуникации и взаимодействии с окружающими людьми:
- невозможность поддержания диалога и зрительного контакта
- отсутствие интереса к любым контактам
- аномалии мимики, интонации и жестов
- проблемы с пониманием точки зрения и сути диалога
Ограниченность интересов и стереотипность действий:
- сильная привязанность к одному предмету
- повышенный интерес к определенному факту или детали
- повышенная потребность в неизменности и постоянности (обстановки, еды, режима дня)
- патологическая реакция на внешние сенсорные факторы (свет, боль, шум, изменение температуры)
- повторяющиеся движения и фразы
- расстройства сна, депрессия и тревога
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, люди с РАС обладают следующими достоинствами:
- способность к длительному запоминанию информации и подробному изучению деталей
- высокая зрительная и слуховая концентрация
- возможность развития в математике, физике, музыке, науке и искусстве
Чего не делать – ждать, что «все пройдет само собой»
Расстройство аутистического спектра – сложное нарушение, которое влияет на ребенка в целом. Это и особенности восприятия информации, и особенности реагирования на разные ситуации (социальные ситуации, требования со стороны родителей или педагогов, умение обрабатывать поступающую сенсорную информацию и многое другое).
Даже если ребенок во многих областях развития не отстает от своих сверстников (например, пользуется речью, знает цифры и буквы, интересуется книгами), ему может понадобиться помощь в том, чтобы научиться понимать и регулировать свои эмоции, общаться, адекватно вести себя в социальных ситуациях, понимать различные аспекты социальной жизни и намерения других людей
Что делать нужно
Необходимо обратиться как можно раньше за помощью к специалистам для проведения диагностики и начала коррекции.
Существуют специальные центры для помощи детям с аутизмом:
Центр проблем аутизма — образование, исследования, помощь, защита прав (Москва).
РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» (Москва).
Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития (Санкт-Петербург).
Практически в каждом регионе есть специализированные школы и интернаты для детей с нарушениями развития, в том числе и аутистов. Уточнить их месторасположение можно у своего психолога или психиатра.