Найти тему
Parabless

Обыкновенные Дни Простых Людей.

Оглавление

(текстовая короткометражка, читаем и представляем)

Ночь

- Ну почему, всегда винят артиста?

- Я не виню…

- Ну да, сказал человек, для которого «Морские дьяволы» на НТВ эталон художественных ценностей. Я в общем смысле, если режиссёр бездарен, сценарий отстой, оператор криворукий, картина без идеи и без смысла, лишь бы бабки отбить, всё одно артист виновен. А ему бедному что делать, это же его работа, ему жить надо, семью кормить, ну нет у нас Спилбергов, ну нет шедевральных сценариев, э… да что теперь уж.

- На работе случилось что?

- Да… - Бобур вздохнул, - Парнишка один чуть руки не наложил на себя из-за комментов и рецензий, а он талантливый сам, просто вокруг одна самодеятельность без образования, мнящая себя неизвестно кем. И ведь что обидно, он просто уедет отсюда, туда где будет востребован.

Бобур посмотрел на звёзды, вернулся на землю, взглянул на друга и улыбнулся.

- Ладно, друг Ренат, пошли спать, завтра рано вставать, детей в школу отправлять.

Прибрали они за собой посуду с топчана, покурили ещё по одной…

- Давай-ка Бахтиёр ака поднимать, - сказал Ренат, махнув рукой в сторону посапывающего на топчане почтенного аксакала.

- Остынь. Он давно тут спит…

- В смысле?

- С тех пор, как Лола опа умерла. Не может в квартире. Выходит, ночью сюда, лежит на звёзды смотрит, её ищет, а утром делает вид, что рано вышел, думает никто не замечает.

- Я вот и не знал.

- То же мне разведчик, - усмехнулся Бобур.

Засунув руки в карманы разошлись два друга, один в первый подъезд, другой в третий обыкновенной пятиэтажки, обыкновенного района, необыкновенного Ташкента.

На дворе был странный март странного 2020го.

Утро

(бархатный баритон у Вас в голове)

Суета утренних Ташкентских дворов всегда завораживает. Иллюзорная важность, происходящих день за днём одних и тех же действий, наполняет людские сердца осмысленностью. Как знать, может счастье - это и есть получать простое удовольствие от правильно выполненной задачи, пускай даже одной и той же, пускай даже каждый день.

- Ну Всё, до вечера, дети… Одыл ака, рахмат. И еще одно, пацаны, как уроки кончатся сразу выходите, Одыл ака Вас вчера полчаса ждал у школы, это что ещё за неуважение? Всё понятно?

Пацаны понуро кивнули, Одыл ака улыбнулся и сказал:

- Ничего, всё бывает.

Бобур захлопнул дверь матиса и махнул рукой вслед. Со спины к Бобуру подлетел юная особа, и чмокнула в щёку.

- Пока папа, я пошла.

- Куда доченька?

- Ну пап, каждый день спрашиваешь

- Ну ответь, прошу…

- В Институуууууут, - пропела Нилюфар

- В Институт, в институт, - закрыв глаза, с удовольствием повторил за дочкой Бобур

- Не такое уж большое достижение, - улыбнулась Нилюфар

- Для меня большое, - Папина гордость зашкалила.

У третьего подъезда стало шумно.

- Быстрее давай, ПТУшник

- Папа, Физкультурный - это Институт, хорош доставать уже.

- О, разведка вышла, - Бобур подмигнул дочери.

Нилюфар улыбнулась только глазами и с изяществом восточной скромности пошла навстречу сыну Рената Марату

- Прошу принцесса, карета ждёт, - Марат сделал реверанс

- Рюкзак у принцессы возьми, олух, - прорычал Ренат

Дети подошли к подъехавшему Яндекс такси, а Ренат к Бобуру и глядя им вслед полу произнёс, полу пропел:

- Худо хохласа, туйлар муборак…

- Так. Пока учёба не закончится никаких туйлар муборак, понял?

- Что кипятишься? Я ж понимаю. Конечно, всё так и будет, учёба сейчас главное – и через паузу Ренат добавил: - песня просто нравится мне, Туйлаааар мубораааак…

Бобур исподлобья взглянул на друга, но улыбнулся.

К подъезду с сумками подходила пожилая женщина, её звали Зульфия опа, друзья ринулись ей навстречу.

- Зуля опа, давайте сумки поднимем к Вам на этаж.

- Ой, спасибо Вам родные. Дай Аллах Вам мира и добра. Ну что там слышно про дом наш? Снесут?

- Да что Вы такое говорите, не будет этого, слухам не верьте, - замотал головой Ренат.

- Эх, сынок, уже не слухи. Сегодня собрание днём будет, люди с хокимията придут, мне так председатель махалли сказал, утром на базар уходила видела его…

Друзья переглянулись.

- Всё будет хорошо, - сказал Бобур.

День

(бархатный баритон в Вашей голове с грустью)

Зуля опа оказалась права. К 4 часам дня во дворе дома, возле возведённой своими силами маленькой махаллинской чайханы, появился импровизированный президиум, какие-то люди устанавливали архитектурные проекты и планы района на треногах. Председатель махалли вместе с домкомом обходили жильцов и приглашали всех на собрание.

В 5 часов приехала делегация хокимията района в сопровождении работников правоохранительных органов.

С президиума лились водопадом слова о благоустройстве, изменениях, улучшениях, пользе и будущем. В воздухе носилось недоверие и растерянность.

- Ну что думаешь, разведка? - спросил Бобур друга

- Они всё для себя уже решили. Они сюда не советоваться с нами приехали, а перед фактом поставить.

- Вот и я так думаю, ладно пошли, спорить с ними бесполезно, всё что нужно мы услышали, будем искать варианты защиты.

Друзья двинулись из толпы жильцов в сторону дома, но тут доблестный чиновник остро ощутил нехватку внимания и решительно обратился напрямую к друзьям:

- А вас что же не интересует судьба дома, молодой человек?

Бобур оглянулся:

- Это Вы мне?

- Да Вам…

- Во-первых я уже не молодой человек. Худо хохласа скоро внуков нянчить буду, во-вторых интересует, в-третьих судьбу нашего дома решать не Вам, поэтому считаю, что делать здесь мне больше нечего, я всё услышал. Вам же до людей дела нет, главное для Вас прибыль и статистика. Мы же для Вас не граждане, а галочки в отчёте.

Чиновник напрягся, из-за его спины вышел майор РОВД:

- Прошу соблюдать порядок

- А то что? – сказали 1 метр 85 сантиметров роста и 90 кг веса, закалённые опытом боевых действий до жёсткости стали.

- Провоцируете конфликт? - майор сделал ещё шаг вперёд.

- Мы что похожи на дураков? Ты же при исполнении, командир. Какой конфликт? - закатывая рукава и обнажая рельеф бицепса Ренат добавил, - был бы без формы поговорили бы…

- Спецназ? – прищурившись спросил майор.

- Войсковая разведка, - выпрямившись, как в строю доложил Ренат.

- А я Спецназ,- майор тоже выпрямился и стал расстёгивать форму.

Недоверие и растерянность быстренько рассосались и в атмосфере зарокотало предвестием бури.

- Так всё! Стоп! Вы ещё подеритесь, горячие финские парни, - Бобур встал между Спецназом и Разведкой и обращаясь к майору произнёс, - Командир разреши я вон тому господину скажу пару слов с глазу на глаз, а ты рядом постоишь, обещаю никаких провокаций не устраивать, а?

Майор после паузы сомнений кивнул и обращаясь к Ренату сказал:

- Позже продолжим.

- Да без проблем, - Ренат развёл руки в стороны.

Монолог Бобура

- Знаете уважаемый, я работаю в сфере культуры и в силу служебных обязанностей нам очень часто приходится устраивать приёмы для иностранных гостей. Иногда это происходит в присутствии первых лиц государств. Когда приём окончен официальные лица подходят к нам и благодарят. А знаете за что? – говоря это Бобур смотрел в глаза чиновника, который невольно сжался, услышав про первых лиц, - а я Вам скажу. Гости благодарят за атмосферу, а наши благодарят за тот уровень, который деятели культуры демонстрируют на приёмах, за планку страны нашей, которую мы подымаем перед гостями вот так, - Бобур поднял правую руку выше головы, она там и замерла, – Мы как бы говорим всем гостям иностранным, что с нами можно иметь дело, мы знаем и умеем. А потом я прихожу домой слышу и вижу Вас и от этого уровня не остаётся и следа, - Бобур наглядно продемонстрировал падение рейтинга сильно и быстро хлопнув поднятой рукой о стол. Чиновник и майор опять напряглись, но Бобур продолжал. – Видите за моей спиной женщину, её зовут Зульфия опа, ей 68 лет и 45 из них она проработала воспитательницей в детском саду, вот здесь через дорогу. Вы хоть представляете сколько детей нашего района прошли через её добрые руки? К ней взрослые мужики, которых она на горшок сажала уже своих детей приводят. Это место, этот дом, этот двор, эта дорога, этот сад - эта вся её жизнь. Вы полагаете, что Вы дом сносите? Нет уважаемый, Вы всю её жизнь сносите. Я здесь в каждого могу пальцем ткнуть и каждый человек, стоящий у меня за спиной привносит свой вклад в жизнь нашей страны. Вон врач, вот это строитель, вон учитель, вот сантехник. Может мы простые люди, маленькие, но ещё ниже наклонять нас не надо. И говорю я всё это, понимая, что Вас не переубедить, я лишь пытаюсь объяснить, что вот так на раз, - Бобур щёлкнул пальцами, - у Вас не выйдет, мы будем бороться за свой дом по закону, а если понадобится у нас тоже связи найдутся. Теперь я всё сказал. Будьте здоровы и не кашляйте.

Жильцы загудели, но Ренат подняв руки успокоил их и призвал расходится, подумать про варианты, а затем собраться вновь уже своим местным сходом. Люди стали расходится. Поднялся и чиновник со своей свитой, заспешил к машине. Майор обернулся:

- Слышь разведка, я через два часа освобожусь подъеду.

Ренат открыл было рот для достойного ответа, как вдруг раздался голос Бахтиёр ака:

- Ты сынок, с собой ещё пару ребят захвати, чтоб силёнки уровнять - Бахтиёр ака поправил медаль «За отвагу» на груди, поднял седую голову и посмотрел на майора, - потому что я тоже буду тебя ждать…

Ренат так и остался стоять с открытым ртом, хотя в этом они стали похожи с майором.

Поздняя ночь

(всё тот же баритон)

Бобур, призвав Рената не шалить с майором без него, отправился в Министерство разузнать откуда ноги растут этого проекта перестройки, но задержался больше чем рассчитывал. Выяснив подробности, поговорив с адвокатом министерским, накидав с ним план действий и отправив пару запросов в Министерство Строительства и Хокимият Города вернулся домой часам к 11 ночи.

Мозг отказывался верить, но глаза обмануть трудно. С плохо скрываемым интересом Бобур подходил к топчану, на котором майор уже в гражданке, Ренат и Бахтиёр ака мирно, но активно размахивая руками, беседовали за пиалой чая.

- Да что ж ты думаешь я не человек? Что души у меня нет? У меня родители в хрущевке живут, я понимаю каково Вам сейчас. Но у меня приказ. Разведка ты слышишь меня? Приказ!

Разведка выпрямился на слове приказ и нахмурился, а Спецназ продолжал:

- Если у них документы в порядке. Разрешения есть. Постановление подписано. У меня, блин, приказ обеспечить порядок и устранить конфронтацию, понимаешь?

- Понимаю, - выдохнул Ренат, кивнул сединой и Бахтиёр ака

- Приветствую Вас, воины света, - включился Бобур

- Ну что у тебя? Шансы есть? - Бахтиёр ака до пенсии работал завгаром на большом предприятии, и привычка переходить сразу к делу стало неотъемлемой частью его ДНК.

- Есть. И шансы, и варианты. Главное духом не падать. Ренат, налей-ка мне тоже чая.

- А мы тут не чай пьём. Не время сейчас чаи гонять, - Ренат с ухмылкой посмотрел на Бобура, - Будешь?

- Будет, будет, - Спецназ подвинулся и приглашая или приказывая хлопнул по курпаче рядом с собой – Докладывай…

Пандемия

(баритон эмоционально)

Вирус в ритме аритмии постучался в 12 ворот города в конце марта. Привычный график так усердно выстраиваемый каждым сломался за сутки. С затрудненным дыханием и кашлем был объявлен всеобщий карантин. И будни замерли в тревожном ожидании. Всё замерло, но только не борьба. Борьба это то, что сделало цивилизацию цивилизацией, людей людьми. Борьба шла повсеместно.

Благородные врачи неделями не покидающие красных зон боролись за жизни. Родственники болеющих на дому не сдавались и боролись за каждый вдох и выдох. Волонтёры боролись за каждый лишний витамин и калорию для тех кому не хватало. Боролись все. Врачи, строители, военные, чиновники, сотрудники органов, независимо от национальности и профессии. Общий враг объединяет, пусть даже он невидим.

Страх и неопределённость постепенно отступали.

К сожалению, были и потери.

Пусть все ангелы неба заботятся о Вас.

Амийн.

Победа

(на фоне калейдоскопа картинок, возникающих в Вашей голове, бархатный баритон продолжает)

Не сдавались и жильцы дома. Все как один они отказались от компенсации и предложений по переезду. Независимо наняли 4 адвокатов. Организовали петицию в интернете. Подключили СМИ и блогеров. А после снятия карантина случилось кардинальное событие.

Возникло возгорание на объекте застройщика у которого были другие проекты в городе. В ходе разбирательств и проверки выявились многочисленные нарушения, следственные органы раскручивая цепочки добрались и до того самого чиновника, которому Бобур объяснял за простых людей. Оказалось, что дело не в будущем и не в пользе, а в деньгах, впрочем, ничего удивительного, слишком многим кажется, что деньги можно забрать с собой в могилу.

Майор лично присутствовал при задержании чиновника и первым сообщил Бобуру, что сноса не будет.

Радость лучами летнего Ташкентского солнца ярко и жарко осветила лица жильцов улыбками и смехом. Снятие карантина, возвращение к нормальной жизни и уверенность что вместе можно добиться справедливости подарили этим людям надежду и уверенности в завтрашнем дне.

- Молодцы, - Бахтиёр ака, - похлопал по плечу Бобура, - я и так знал, что Вы хорошие ребята, а теперь я просто уверен, что Вы со всем справитесь.

- Мы справимся, Бахтиёр ака, мы с Вами вместе, - улыбаясь ответил Бобур…

Ничего не ответил Бахтиёр ака лишь головой кивнул.

А осенью Бахтиёр ака решил, что пора найти свою ненаглядную Лолу, очень соскучился.

Провожали всей махаллёй. Женщины плакали, а мужчины скорбно молчали. Носилки несли сотрудники РОВД в парадной форме, впереди шли Спецназ с Разведкой и на подушечках несли ордена и медали человека, человека который воевал, трудился, любил, огорчался и радовался.

Человека, который жил.

Эпилог

Да, мы простые люди и радости у нас простые: здоровье и спокойствие родителей, успехи детей в школе, а потом и в институте, чтобы женились и вышли замуж, дождаться и услышать смех внуков. Уютный дом. Вкусная еда. Всё просто.

Мы простые, но гордые. Нам трудно, но мы стараемся. Мы верим в лучшее, но всё-таки огорчаемся потерям. Мы ворчим по поводу маленькой зарплаты, но отдадим последнее, если у соседа, не дай Аллах, случится беда. Мы мечтаем о море перед сном. Мы ссоримся и миримся. Мы радуемся встречи с друзьями в пятницу вечером в чайхане и говорим о политике так, как-будто знаем все ответы. Наши простые радости греют душу и вдыхая ванильные запахи радостей прошлых мы блёстками праздничной хлопушки ждём радостей будущего.

Завтра всё может изменится. Мир, власть, деньги, технологии, погода…

Но простые радости простых людей останутся.

Мы всё сможем, всё преодолеем, всё переживём, нам даже помогать не надо, главное не мешайте…

Мира! Добра! Удачи!