Найти в Дзене
Sergei Olkhovskiy

Свет фар в дневное время. Стоимость инновации от 2010 года.

С 20 ноября 2010 г. мы ездим днем с включенным светом фар. Это новшество было продиктовано заботой депутатов Госдумы о безопасности движения, сохранении человеческих жизней и основано на опыте зарубежных стран. Только страны эти, в основном, - северные, где полярная ночь или сумерки занимают основную часть суток. Логика понятна – власти этих стран ставят законодательный барьер перед потенциальными идиотами, если таковые вдруг найдутся, которые в кромешной темноте или при слабом свете северного сияния будут передвигаться по дорогам с выключенными фарами, подвергая опасности, как свою жизнь, так и жизнь пешеходов.

Являясь, по основному образованию, инженером-механиком по двигателям внутреннего сгорания, прямо тогда же, в декабре 2010 года, решил подсчитать, во что обойдется эта инновация стране и каждому автовладельцу. Итак, расчет, в котором все исходные данные взяты из интернета и доступны каждому любопытному:

- Российский парк автотранспорта составляет: легковые автомобили - 41,2 млн. единиц, грузовые автомобили - 5,35 млн. ед., автобусы - 2,49 млн. ед.;

- Ориентировочное время эксплуатации указанного автотранспорта в дневное время суток (это предположение): 2 часа, 8 часов и 10 часов, соответственно;

- Перемножив эти цифры и еще раз умножив результат на 350 дней в году, получим суммарное время эксплуатации автотранспорта за год - 54036 млн. машино-часов;

- Мощность электроламп автомобиля при движении с ближним светом фар (лампы ближнего света, габаритные огни, подсветка номерных знаков и панели приборов) - 0,225 кВт;

- Фактический средний удельный расход топлива автомобильным ДВС, с учетом изношенности парка - до 0,35 кг/квт.час или до 0,5 л/квт.час - по бензину;

- Перемножив между собой три последние позиции, получим суммарный расход топлива на внедрение инновации - 6079,05 млн. литров бензина;

А если в рублях, то умножив эту цифру на стоимость бензина или дизельного топлива в 25 руб./литр, получим стоимость инновации - 151,976 миллиардов рублей (или 4,951 млрд. долл.)

А если пересчитать на стоимость затрат простого автовладельца личного автотранспорта, то получим: 2х350х0,225х0,5х25 = 1968,75 рублей в год (или 64,5 долл.). Конечно, если он ездит меньше 2-х часов в день, то и затраты будут меньше. И хотя все цифры приблизительны, примерно столько мы выложим из своего кармана только за ближний свет фар, даже без учета кпд генератора тока (0,4 – 0,5), дополнительного износа двигателя, стоимости замены перегорающих электроламп и т.п. Здорово! Кому и на что пойдут эти деньги?

Подсчитал и задумался – а есть ли обоснование этому новшеству и насколько оно сокращает аварийность? Может быть, где-то и есть, но в интернете не нашел. С другой стороны, Россия, ведь, страна большая и имеет протяженность не только с запада на восток, но и с севера на юг, вплоть до широты Стамбула, Рима и Барселоны. Тогда, наверное, правильнее было бы не обязывать всех ездить круглосуточно с включенным светом фар, а передать регламентацию времени включения и выключения таковых на усмотрение регионам?

P.S. Когда я вернулся к этому расчету в 2021 году, то есть через 10 лет после введения инновации, то насчитал, что за это время страна сожгла горючего на свет фар свыше 48 миллионов тонн, или свыше 700 тысяч 4-осных железнодорожных цистерна для бензина и светлых нефтепродуктов, а каждый владелец личного автотранспорта выложил на эту инициативу, без пересчетов на курс рубля, по 645 долларов. Тут, наверное, стоило бы прибавить штрафы за невключение света фар.

Ладно, пусть где-то содержатся неточности в расчетах, может и арифметические ошибки, пусть на самом деле итоговая цифра в два раза меньше. Готов даже уменьшить эту цифру еще в 2-3 раза, поскольку не все автомобили, особенно в сельской местности включают свет фар. Но количество сожженного топлива в любом случае, воистину гигантское. А вот был ли от этого результат – большой вопрос! Тем более, что именно с 2011 года, года введения этой инновации, наметился рост смертности на дорогах, которая с 18,8 тыс. в 2010 году достигла 23,11 тыс. чел. к 2015 году.

Далее пошло снижение смертности, которая составила в 2020 году уже 16 тыс. человек. Связано ли это со светом фар – большой вопрос. Нужно отметить, что именно в это время началось разделение транспортных потоков ограждениями, создание новых пешеходных переходов и пешеходных зон, усилились освещение дорог и борьба с пьянством за рулем.

Нам обещали, что количество ДТП со смертельным исходом на платных российских трассах достигнет нулевых показателей к 2024 году.

Очень хочется на это надеяться, но только за счет действенных мер, причем не только на платных трассах.

Декабрь 2010 – март 2021г.г.