Как я стала стюардессой, про любовь к самолётам и о жизни на Камчатке.

742 прочитали

2014 год.
2014 год.

Я родилась, можно сказать, на краю света - там, где начинается Россия. На полуострове Камчатка, в маленьком поселке Соболево, что в 20 км от Охотского моря, которое впадает в Тихий океан.

Камчатка. По дороге из Аэропорта Елизово. 2015 год.
Камчатка. По дороге из Аэропорта Елизово. 2015 год.
 Я родилась, можно сказать, на краю света - там, где начинается Россия. На полуострове Камчатка, в маленьком поселке Соболево, что в 20 км от Охотского моря, которое впадает в Тихий океан.-3

Поселок находится примерно в 200 км от столицы Камчатки – Петропавловска-Камчатского. Раньше добраться до города можно было только по воздуху на маленьком самолете ЯК-40, вмещающем в себя 28 пассажиров, или Л-410 (местные его называют «чебурашка») – 16 пассажиров. Этих пассажирских авиа-крошек можно сравнить с маршрутками, только они не ездят, а летают. Время в пути составляет 40 минут. На ЯК-40 даже есть стюардесса, на Л-410 полет проходит без кабинного экипажа.

ЯК-40
ЯК-40

По рассказам мамы, в советское время, билет на самолет стоил очень дешево – примерно 20 руб., а средняя зарплата с учётом северных надбавок  - 100-120. Местные  мужики могли себе позволить улететь в город за пивом, а на следующий день вернуться домой. Самолеты летали каждый день. Услуги местного авиатранспорта были доступны каждому.

Вид из иллюминатора на Л-410. Петропавловск-Камчатский - Соболево. Видно «Три брата»
Вид из иллюминатора на Л-410. Петропавловск-Камчатский - Соболево. Видно «Три брата»
Подлетая к Петропавловску-Камчатскому на Л-410. Тихий океан.
Подлетая к Петропавловску-Камчатскому на Л-410. Тихий океан.

Я родилась в 1990 году, а в 1991 - распался Советский Союз. В стране началась полная разруха. И соотношение цен на продукты/услуги с зарплатами стало совершенно неадекватным. В том числе и цены на авиабилеты. Позволить себе долететь до города теперь мог далеко не каждый. Без особой надобности в город не летали, только по важным делам: лечение, поступление в учебные заведения, отпуск.

Камчатский край, село Соболево. Зима
Камчатский край, село Соболево. Зима
 Я родилась, можно сказать, на краю света - там, где начинается Россия. На полуострове Камчатка, в маленьком поселке Соболево, что в 20 км от Охотского моря, которое впадает в Тихий океан.-8

Наша семья выбиралась максимум раз в 2 года в отпуск. И то, за счет государства. (Примечание: На  Дальнем Востоке работникам государственных учреждений и их семьям один раз в два года оплачивается билет туда и обратно в любой конец России). 

Камчатка зимой. Сугробы 2-3 метра. 2015 год
Камчатка зимой. Сугробы 2-3 метра. 2015 год

Билеты  покупались всегда задолго до поездки, примерно за полгода. Купленные билеты у меня вызывали особое волнение, трепет и гарантию того, что поездка состоится. Наконец-то я сменю обстановку, увижу много людей, машин, незнакомых лиц. Тогда Петропавловск-Камчатский казался мне большим городом, прям мегаполисом. Вывески на магазинах, горящие огоньки и фонари, китайский рынок – вызывали у меня восторг и ощущение, что наконец-то я в центре вселенной. А по возвращении в посёлок я ощущала себя модной и «городской».

Петропавловск-Камчатский. Горизонт (район).
Петропавловск-Камчатский. Горизонт (район).

Билеты до города не всегда можно было свободно купить, особенно в начале лета, когда начиналась пора отпусков и поступлений в учебные заведения.

Помню, как 2004 году, когда мой брат окончил школу, предстоял полет в Петропавловск-Камчатский для поступления в университет. 

Купить билет на самолет оказалось проблемой, потому как до города нужно было добраться не только ему, а еще и всем его одноклассникам. Родители выпускников дежурили около аэропорта, занимали очередь в кассу с 6 утра, требовали дополнительный рейс, чтобы купить заветный авиабилет и успеть на вступительные экзамены. У многих, кто поступал в вузы за пределами Камчатки, на руках уже были купленные билеты из Петропавловска до Хабаровска, Москвы, Питера и других городов. Им было еще сложнее, если они не успеют на регулярные рейсы Аэрофлота, Трансаэро, s7 и других авиакомпаний, то обменять билет, скорее всего, не получится, потому что все билеты давно распроданы и мест больше нет.

Сейчас такого ажиотажа нет, потому что появилась неофициальная дорога вдоль газопровода. И до города теперь можно добраться на своей машине часов за 8. Зимой дорога обычно закрыта из-за бесконечного снегопада и метелей.

Дорога вдоль газопровода Соболево - Петропавловск-Камчатский. По снегам способен пройти только КАМАЗ.
Дорога вдоль газопровода Соболево - Петропавловск-Камчатский. По снегам способен пройти только КАМАЗ.

Самолет сейчас летает 1-4 раза в месяц и стоимость билета составляет 33 тысячи (для местных- 7500, за счет дотации). Это за 40 минут полета.

Как из поселка до города можно добраться только на самолете, так и с Камчатки до большой земли (мы говорим до «материка») – также только на самолете. Железных дорог не было и нет. Да даже если бы были, думаю, мало кто б согласился 8-10 суток ехать в поезде в сравнении с 9 часами полета.

Кстати, разница во времени между Москвой и Камчаткой 9 часов. Когда прилетаешь в Москву, время, потраченное на полет, как бы обнуляется, потому что в Москве на 9 часов меньше, чем на Камчатке. Когда летишь обратно, наоборот, летишь 9 часов, а на Камчатке еще плюс 9 часов, т.е. ты как бы обратно часы возвращаешь. Я живу на материке уже давно, получается, что обманула время на 9 часов. Возвращать пока не собираюсь.

На материк впервые мы с мамой и братом полетели в 1994 году к родственникам в город Красноярск. Мне тогда было 4 года. Свои ощущения от поездки я плохо помню. Не помню ни авиакомпанию (вариантов два – Аэрофлот или Трансаэро), ни тип самолета. Но сам самолет помню – конечно, это был Ту-154 или Ил-62.

Потом была еще поездка в возрасте 10 лет в Ставропольский край к дедушке.

И уже в 2007 году, окончив школу, я полетела поступать в Самару, так как очень мне хотелось жить в европейской части России, а в Самаре как раз жила бабушка – папина мама. Общаясь со своими сверстниками и не только, всегда удивлялась, когда 20-летние ребята, а иногда и пожилые люди говорили о том, что никогда не летали на самолете. Они перемещались по России на поездах, автобусах и автомобилях. Для нас – дальневосточных жителей, именно самолет – привычный транспорт, который доставляет нас в другую жизнь, в цивилизацию, на Большую землю.

Окончив Торгово-экономический университет в Самаре по специальности «мировая экономика», помыкавшись по разным работам и поняв, что на эти нищенские зарплаты «суп не сваришь», я решила рвануть в Москву, к своим любимым самолетам, которые будут доставлять меня в разные города и страны и открывать мне двери в интересную жизнь. После успешного трудоустройства в Аэрофлот и начала полетов, два раза в неделю, я с трепетом открывала свою почту и смотрела, куда же я завтра полечу.

Поэтому для нас, людей из глубинки, и тем более с Дальнего Востока – профессия бортпроводника является какой-то особенной.
Курсы бортпроводников. Обучение в Авиационной школе. Предмет «Медицина». Учимся принимать роды. А вдруг?!
Курсы бортпроводников. Обучение в Авиационной школе. Предмет «Медицина». Учимся принимать роды. А вдруг?!

Услышав гул самолета в небе, я всегда поднимаю голову. Оказавшись в аэропорту, я испытываю особый трепет.

Ощущение с детства: самолет – это полет в интересную жизнь к новым идеям, целям и свершениям.

После прочтения, моя мама сказала: «У меня почему-то всегда слезы на глазах, когда взлетаю».

Ну вот, да, у нее тоже похожие ощущения, тихая радость на душе…что-то особенное, трепетное …. как будто летишь в новую жизнь и там все обязательно будет хорошо!

Дай Бог скоро пандемия закончится, наши птички снова взмоют в небо, пассажиры начнут беспрепятственно путешествовать, а бортпроводники вернутся к любимой работе.

Если вам понравилась моя история ставьте 👍

Возможно вам интересна ещё вот эта история:

Можно ли пройти ВЛЭК с плохим зрением, хроническим тонзиллитом и кистой в носу?

Также жду вас в Инстаграм❤️