Найти тему
Анастасия Долганова

«Какой бред!»: тестирование реальности

Этой статьёй я продолжаю цикл материалов о личностных расстройствах. Моя задача – подробно объяснить вам, как и из-за чего развиваются невротическое, пограничное и психотическое расстройства, как их можно диагностировать, что может усугубить ситуацию и как себе помочь.

Третий диагностический критерий, на который ориентируются специалисты, – тестирование пациентом реальности. У психотика эта способность не сохранна, его реальность – бредовая. У пограничника реальность искажена, а у невротика – объективна.

Искажение реальности помогает пограничнику как-то выживать в происходящих с ним переменах.

Вы наверняка слышали про искажение реальности при нарциссизме (при пограничном его уровне). Представьте ситуацию: у молодого мужчины-нарцисса день рождения, и жена дарит ему дорогой подарок – например, автомобиль. При этом он не чувствует себя влюблённым в жену – он скорее в ярости. Но она подарила ему машину.
Для невротика это достаточно простая ситуация: «Да, я на тебя обижен, я на тебя злюсь, но авто – это нормальное извинение». Для пограничника это невозможно – у него просто нет этого ценного образа жены, он чувствует гнев, и одновременно из окружающей среды поступает стимул, с которым он не может свой гнев сохранять.
Для того, чтобы пограничнику остаться в себе, ему нужно исказить мотивацию дарителя – например, так: «Ты всегда переживала, что я гоняю, а сейчас даришь мне авто? И ты хочешь, чтобы я тебе поверил, что ты сделала это с добрыми намерениями?» То есть он искажает мотивы жены, чтобы остаться в своём эго-синтонном переживании.
Если жена достаточно здорова, она не заподозрит в себе подобные мотивы – просто заберёт машину и уйдёт. А вот если она невротик, сама в себе сомневается, и, если ей убедительно втолковать, что она специально подарила мужу машину, чтобы он разбился, она вполне может заподозрить себя в этом и постепенно регрессировать на более низкий уровень.

В современной психотерапии уровень нарушения функционирования считается более важным, чем содержание этого нарушения – шизоид ли пациент или, например, истерик.

Переход из одного состояния в другое: как происходит и что на него влияет

Можно выделить две основные причины серьёзного ухудшения состояния. Первая – токсичная среда: например, ребёнок или подросток попадает в семью с разрушительной атмосферой или, скажем, в шизофреногенную семью – ту, в которой вырастают шизофреники. В таких семьях есть одновременно эмоциональная холодность и двойные послания, эмоциональная недоступность (о чувствах поговорить нельзя, никто этому не учит).

Классический пример двойного послания – когда к сыну-шизофренику в клинику приходит мама, садится на лавочку, он подходит, садится рядом, а она отодвигается. Он замирает и тоже отодвигается, а она в ответ спрашивает: «Ты что, мать не любишь? Ты почему от меня отодвигаешься?»
-2

В шизофреногенной семье что бы ты ни сделал, с тобой всё равно что-то будет не так. И эта токсичная среда может постепенно или резко ухудшать функционирование личности вплоть до психозов, и у каждого шизофреника в анамнезе есть семья, которая способствовала тому, чтобы он сошёл с ума (обычно это не насилие, а сложно понимаемые двойные послания, которые очень трудно обработать, потому что они разрушают идентичность: «Я сейчас кто? Тот, кто хочет увидеть любимую маму? Или я сейчас тот, кто ей не нравится?»).

Т – травма

Вторая причина серьёзного ухудшения состояния – разного рода травмы. Насилие, переживание серьёзных или длительных потерь, экстремальные жизненные ситуации: стихийные бедствия, войны, изнасилования. Вся экстремальная составляющая жизни, которая не была прожита здоровым образом, вполне может ухудшать уровень функционирования личности.

Всё это значит, что для помощи такому человеку (и его самопомощи себе самому) важно изменить среду, позаботиться о проживании травм. Для пограничника очень важно работать над идентичностью: принимать собственные репрезентации, смотреть на других. Если он проделает значительную работу, то сможет приблизиться к невротикам, начнёт лучше понимать себя и других, будет способен лучше воспринимать разнообразные образы окружающих и улучшит базовый уровень своего функционирования.

Первая часть.

Вторая часть.

Третья часть.

Четвёртая часть.

Пятая часть.

Шестая часть.

Седьмая часть.

Смотреть лекцию целиком:

Все авторские материалы представлены на сайте: anastasiadolganova.ru

Моя группа на ВКонтакте.

Моя группа в Facebook.

Мой Инстаграм.