Что такое QR-код

В начале 1990-х годов перед инженерами крупной машиностроительной компании Denso (Япония) стояла нетривиальная задача: создать штрихкод (или нечто подобное) для маркировки деталей и компонентного сканирования. Код должен был отвечать следующим требованиям:

  • хранить довольно большой объем информации;
  • процесс считывания должен быть как можно более точным и быстрым;
  • сами коды должны быть устойчивы к пятнам от масла, грязи и прочим повреждениям;
  • считывающее устройство должно быть простым и дешевым.
В начале 1990-х годов перед инженерами крупной машиностроительной компании Denso (Япония) стояла нетривиальная задача: создать штрихкод (или нечто подобное) для маркировки деталей и компонентного...

Ключевое отличие QR-кода от традиционного штрихкода — он распознается сканером как двухмерное изображение. Для нормализации изображения при считывании и снижения вероятности ошибки код содержит несколько крупных квадратов в одном из углов, а также множество более мелких синхронизирующих точек, рассредоточенных по всей площади кода. Спецификация QR-кода описывает только сам принцип построения кода, но не формат данных, зашифрованных в нем.

Паттерны QR-кода практически не встречаются в бизнес-документах и в маркировке в целом. Таким образом, вероятность ошибки при считывании сводится к нулю. Конечный формат кода определяется следующим соотношением габаритов черных и белых пикселей: 1:1:3:1:1. Считывающее устройство способно распознать код, расположенный под любым углом, ориентируясь лишь по этому соотношению.

В 1994 году новый формат кода (Quick Response Code) был повсеместно внедрен на заводах производственной цепочки автоконцерна Toyota, но быстро захватил и другие бизнес-сферы по всему миру, в том числе и сферу ритейла. В QR-кодах шифруются коды скидочных купонов и номера карт для программ лояльности.

Другим интересным примером, эксплуатирующим идею предоставления дополнительной информации на основе QR-кода, является приложение «Честный ЗНАК» для проверки подлинности товаров, разработанное Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). И, хотя для маркировки товаров в системе «Честный ЗНАК» используется код Data Matrix, для покупателей в приложении «Честный ЗНАК» - более популярный QR-код. Каждый владелец смартфона может определить подлинность товаров, подлежащих обязательной маркировке, в магазинах по специальному QR-коду. Среди них - табачная продукция и сигареты, шубы и изделия из меха, обувь, лекарственные препараты, а также духи, туалетная вода, товары легкой промышленности, фотоаппараты и автомобильные шины, молочная продукция. Пользователь скачивает приложение, авторизуется в нем и считывает код с товара - при нажатии на кнопку сканирования запускается процесс поиска QR-кода. За пару секунд на экране смартфона появляется исчерпывающая информация о наименовании товара, его текущее состояние (продан или не продан), производитель, дата производства, уникальный код маркировки и т.п.

С 2019 года в России работает система быстрых платежей (СБП) — новый способ для юрлиц принимать платежи по QR-коду. В основе совместного проекта Райффайзенбанка и компании разработчика «Кристалл Сервис Интеграция» (CSI) по внедрению СБП на кассах магазинов лежит технология с использованием динамического QR-кода. Оплата покупок происходит посредством сканирования QR-кода через мобильное приложение банка. Использование QR-кодов максимально упрощает совершение любого платежа и позволяет существенно сэкономить на эквайринге сетевым ритейлерам, тем самым увеличивая количество и суммарный объём платежей.

Растущая популярность онлайн-шопинга и отток покупателей из традиционных магазинов оказывает влияние на то, как трансформируются точки продаж офлайн.

В мире уже работают технологии check-out, когда люди приходят в магазин и сканируют QR-код с помощью мобильного телефона — покупают товар, минуя кассу.

Один из таких проектов - первая полностью автоматизированная «Пятёрочка» компании X5 Retail Group. Для входа нужно загрузить приложение «Пятерочка #налету» из App Store или Google Play. После регистрации покупатель сканирует динамический QR-код на входе, берет товары с полок, после чего идет либо на кассу самообслуживания, либо оплачивает товар при помощи приложения. Система датчиков отслеживает параметры входа и выхода, контролирует освещение, связь разных модулей, обеспечивают безопасность самих покупателей, наполняемость полок.

Текущие тенденции ясно демонстрируют выгоды автоматизации. Поэтому следует ожидать дальнейшего проникновения технологий в сферу ритейла. Торговля будет становиться все более умной и эффективной, как для ритейлеров, так и для покупателей.

Источник: https://www.ovc.ru/