8,2K подписчиков

Психологическая характеристика на ребенка с аутизмом. Представление психолога на ребенка с РАС в детсаду

13K прочитали

Задача дошкольного психолога при составлении характеристики на ребенка с диагнозом РАС отразить результаты обледования развития психических познавательных и психомоторных процессов, особенности эмоционально-волевой сферы.

Совместо с воспитателем, или по результатам личных наблюдений в представлении психолога еще отражаются специфика внешнего вида и поведения, особенности игровой деятельности ребенка-аутиста.

Написать психологу характеристику на ребенка с расройством аутистического спектра – задача непростая. Все дети с этим диагнозом очень разные. Поэтому представляю образец из своего опыта на девочку с синдромом РАС старшего дошкольного возраста.

С ребенком уже проводилась коррекционная работа, поэтому в представлении отражена положительная динамика.

Специфика внешнего вида и поведения ребенка с РАС

Девочку в детский сад приводят чистой, опрятной.

Навыки самообслуживания:

  • с помощью взрослого пользуется туалетными принадлежностями, умывается, моет руки, не умеет расчесывать волосы;
  • с помощью взрослого или сверстника одевается, раздевается; по просьбе убирает вещи в шкафчик;
  • умеет самостоятельно есть, пить, но при этом очень не аккуратна, часто суп выпивает из тарелки, вторые блюда ест, беря руками.

На обращения воспитателя реагирует не сразу, иногда реакция проявляется в резкой агрессивной вспышке, но чаще всего реагирует спокойно после нескольких обращений. В режимных моментах и в процессе НОД нуждается в помощи взрослого. С детьми практически не контактирует.

Особенности ведущей деятельности ребенка

Девочка стала воспроизводить некоторые элементы сюжетной игры, есть элементы воображения: может взять рыбку и имитировать, будто она плывет по волнам, кукла шагает, кукла кушает. Эти сюжеты незавершенные, фрагментарные.

Проявляет интерес к конструированию. Может обыграть постройку: построить домик, заводить и выводить из него лошадку; выстроить блоки, как будто это вагончики, посадить пассажиров.

Любит рассматривать иллюстрации в книгах. Если к ней подсаживается кто-то из детей и своей игрой нарушает ход её игры – выражает бурный протест. Сама в игры детей не стремится. Любит игры с песком, водой, но больше в плане релаксационного эффекта – без сюжета просто пересыпает песок, или переливает из емкостей воду.

Развитие двигательных функций ребенка

При оценке двигательной активности наблюдается неритмичность, хаотичность, нескоординированность движений связанных с крупной моторикой, девочка не воспроизводит заданный ритм (постучи ногами, похлопай руками), не пытается подражать движениям взрослого. В заданиях «Нанижи бусины на веревочку», «Собери пирамидки», «Соедини часть» – справляется с заданиями, работая сосредоточенно, медленно. Графические навыки нарабатываются слабо.

Ведущая рука: правая.

Из диагностического инструментария
Из диагностического инструментария

Характеристика особенностей восприятия ребенка с РАС

Зрительное восприятие: узкофрагментарное, избирательное. Называет части изображения, образы целиком (собака, нос, хвост, уши), но объединить образы в сюжет (собака гуляет на улице) не может. Складывает картинки из 4-6 частей, пазлы, но выполнить это задание, если фрагменты вырезаны не под прямым углом, а по ломанным линиям девочке затруднительно.

Слуховое восприятие: избирательное, фрагментарное, девочка может верно назвать животных, которые издают те или иные звуки, а может и не реагировать на звуки, слова в речи. Музыка вызывает положительные эмоции, девочка, напевая знакомые мелодии, интонирует, часто воспроизводит узнаваемо мотив.

Тактильное восприятие: предметы берет в руки, правильно их называет, но теряет к этим же предметам интерес в игре «Волшебный мешочек», не называет на ощупь ни один предмет.

Уровень развития внимания: преобладает непроизвольное, девочка с помощью взрослого может сосредоточиться на выполнении задания на 3-5 минут. Но при отсутствии цели, смыслового восприятия, почему нужно выполнить это задание, быстро теряет интерес. Хотя девочка может увлеченно, ни на что не реагируя подолгу заниматься каким-то делом (рассматривать подолгу иллюстрации в книге, перебирать мелкие игрушки) при выполнении заданий, имеющих учебную направленность такой долгой сосредоточенности не наблюдается.

Особенности мнестической деятельности: кратковременная зрительная память – ниже среднего уровня. Стабильно узнает 2 из 5 ранее предъявленных картинок среди других, запоминает, куда спрятали игрушку, но не всегда имеет мотивацию выполнять подобные задания даже представленные как игра. Уровень слуховой памяти – выявить не удалось, т.к. девочка следом за взрослым эхом поверяет слова, но не воспроизводит их самостоятельно. Девочка наизусть помнит аудиосказки, мультфильмы, но пересказывает спонтанно, механически, без учета текущей ситуации.

Мыслительные процессы: мышление наглядно-действенное развито, но имеет свои особенности: с незнакомым материалом (неизвестный ранее конструктор, коробки форм) девочка может подолгу манипулировать безрезультатно, однако при 1-2 кратном показе со стороны взрослого, как это делать правильно – больше не совершает ошибок.

Наглядно-образное мышление не развито в соответствии с возрастной нормой из-за особенностей развития восприятия: девочка не выкладывает в правильном порядке последовательность даже из трех картинок, хотя называет, что изображено на каждой. Даже после того, как взрослый разложил картинки и воспроизвел рассказ: «собачка была грязная, потом её искупали, и она стала чистая», повторно вновь сделала неправильно, не обращая внимания на наводящие вопросы.

Девочка испытывает большие затруднения с систематизаций материала по карточкам: не соотносит правильно животное и детеныша, что к какой профессии подходит, хотя правильно называет большинство картинок. Не обобщает понятия, не классифицирует. Может несколько раз выполнить простую инструкцию с карточками: «Обувь на обувь, одежду на одежду», но ответить потом по картинке, как это называется одним словом – затрудняется. Не выделяет 4-ый лишний, не обращает внимание на несоответствия в картинках «Нелепицы».

Стала ориентироваться в частях тела. Может показать на себе некоторые части тела: уши, рот, голову, пальчики. Но в то же время проанализировать и ответить каких частей лица не хватает в зеркале (методика «Зеркало») – не может.

Причинно-следственные связи девочка установить не может, но усваивает связь между некоторыми наглядными понятиями, как неизменный алгоритм (Кукле дали ложку – что она будет делать? «Есть», Кукле дали чашку– что она будет делать? «Пить»). Но если девочка не манипулирует предметами, а пытается решить подобную задачу по картинке (какой из предметов должен взять Мишка, чтобы кушать кашу) – результат низкий.

Особенности развития эмоциональной сферы ребенка с аутизмом

Эмоциональный фон ребенка имеет свои особенности. Отстраненная пассивность может сменяться всплесками двигательной активности, говорливости. При утомляемости девочка совершает непроизвольные движения руками, сильно при этом напрягаясь и наклоняясь вперед. После тихого часа часто наблюдаются необоснованный плач, нежелание вступать с кем либо даже в тактильный контакт.

Из спектра эмоций и чувств чаще всего проявляется заинтересованность, радость, недовольство (если окружающие не понимают, что в данный момент хочется).

Вывод: психические познавательные процессы не сформированы в соответствии с возрастной нормой, общий уровень развития психических познавательных процессов – низкий, восприятие имеет свои особенности связанные с общим расстройством аутистического спектра.

Все по бумагам собираю для вас здесь: #документация психолога из детсада

В помощь воспитателю на канале подготовлена:

Педагогическая характеристика на ребенка с диагнозом РАС. Представление на аутиста. Дошкольники