Найти в Дзене
Заметки молодого отца

Японский способ умножения больших чисел. Покажу на 3-х примерах, как это легко и интересно

Оглавление

Набрёл на интересный урок для, внимание, 5-го класса. Мол, графический способ умножения чисел для открытого урока. Но никакого подробного объяснения не было. Только рисунок и готовый ответ. Сразу возник вопрос, почему нам в школе такого не показывали...

Затем наткнулся на видео, где схожим способом умножили 312 на 3. Понимаю, что это арифметическое действие можно произвести в уме, но такая цифра была больше представлена в качестве простенького примера.

Похожий способ я попытался применить к 4-значным числам, но вся эта схема покатилась в тартарары. Ничего не получилось.

Мне стало интересно и я попытался найти другие варианты графического решения. Нашел. Одни говорят, что это японская система, другие - китайская, третьи - графическая.

Какой бы она не была, эта система довольно занятная, с ее помощью можно перемножить большие числа без помощи традиционных способов вычисления и использования калькулятора.

Суть состоит в том, что главным действием в этом умножении является сложение точек пересечения.

Внимание

Поскольку система называется графической/линейной, без схемы на бумаге не обойтись.

Давайте сначала покажу на легком примере, а затем перейду к более сложным.

Умножим 213 на 3

Начертим диагональные линии под углом (приблизительно 45 градусов) соответствующие первому числу.

Цифра 213 должна состоять из 2 линий (ПРОБЕЛ) 1 линии (ПРОБЕЛ) 3 линий.

-2

Следующий множитель цифра "3" состоит из 3 линий и будет пересекаться с предыдущими линиями.

-3

Отделим карандашом сотни/десятки/единицы. Получится 3 "отдела". Посчитаем количество точек пересечения в каждом.

Следующий пример чуть сложнее

13 x 323

-4

Начертим линии: 1 + 3 (первое число). Эти линии будут пересекать: 3 + 2 + 3 (линии). Не забываем оставлять пробелы.

Здесь нужно будет отделить тысячи/сотни/десятки/единицы. Начинаем считать точки пересечения.

-5

Получили цифры: 3 11 9 9

Если в одном из "отделов" получилось двухзначное число, то вторую цифру в ней (единицы) оставляем, а первую (десятки) переносим в вперед.

Итоговый ответ нужно составлять начиная с конца (с единиц до тысяч). Учитель, конечно, из меня тот еще :))

Сложный пример, который все наглядно показывает:

1512 x 431

Расчертим линии согласно цифрам в множителях. Разобьем на "отделы" и посчитаем количество точек пересечения в каждом из них.

-6

У нас есть двухзначные числа, а это значит придется складывать. Начинаем составлять ответ начиная с конца (в данном примере с 2).

-7

У нас есть: 4 23 20 16 7 2

Последние числа не трогаем: 7 и 2. Работать начинаем с двухзначными. Так как составляем ответ с конца, то начинаем с 16.

6 оставляем на своем месте, а 1 переносим вперед и складываем со следующим двухзначным числом (20+1 = 21). Здесь оставляем 1 на своем месте, а 2 перекидываем вперед (23 + 2= 25). 5 Оставляем, а 2 перекидываем. 4 + 2 = 6.

Получаем ответ: 651672.

Если пробовали умножать по такой системе, напишите в комментариях. Спасибо, если поставили "Палец вверх" :)