Несколько покупателей «Женщины дождя» отказались от нее, продержав картину дома пару дней. Что не так с этим произведением и как дурная слава мешает ему наконец обрести свое место?
«Женщина дождя» винницкой художницы Светланы Телец имеет дурную славу далеко за пределами страны. Пользователи интернета считают ее тревожной и причисляют к разряду предметов, приносящих несчастье. Ситуацию подогревает история создания картины, которую рассказывает сама художница.
В 1996 г. Светлана жила и училась в Одессе, там же, после нескольких месяцев беспричинной тревоги, родилась «Женщина дождя». Чуть позже она привезла картину в Винницу и принесла в художественный салон. Покупатели нашлись не быстро. Однако картина у новых хозяев все равно не прижилась.
Первым владельцем стала одинокая бизнесменша, которая вскоре вернула картину со словами: «Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».
Далее был молодой мужчина, утверждавший, что героиня картины снится ему и вызывает постоянное беспокойство. Он тоже вернул картину, даже не потребовав деньги, уже уплаченные за нее.
С этого момента можно говорить, что репутация картины говорила за нее и, подобно эффекту «плацебо», внушала отрицательные эмоции всем, кто сталкивался с произведением, даже если оснований для этого не было.
Третий покупатель «не поверил» в дурное влияние «Женщины дождя» на психику человека, а через некоторое время стал жаловаться на головные боли и беспокойство. В чем же причина такой реакции?
На самом деле, нельзя обесценивать силу коллективного сознания. В нем уже заложены базовые понятия для нашей психики: что красиво и хорошо, а что страшно и опасно.
Композиция «Женщины дождя» и вправду довольно специфическая. Эта маленькая картинка показывает темную загадочную фигуру. Контуры героини хорошо видны на фоне, состоящем из нескольких приглушенных оттенков.
На голове у нее паток и шляпа, которая вместе с пальто создает цельный образ – издалека его можно принять за шкуру, а поля шляпы за грустно повисшие уши неведомого животного. Морфология в данном случае имеет важную роль.
Кроме того, выражение лица у нее крайне задумчивое, возможно даже обреченное. Кажется, она вот-вот вскинет взгляд и пристально посмотрит на зрителя. Подсознательно, мы боимся того, что можем там увидеть.