239 подписчиков

А вы поверите ?

В конце 70 годов, меня, еще молодого офицера, направили служить в 45 отдельный батальон правительственной связи. Часть обслуживала командование 39 армии такой связью. Сослуживцы командировались на Запад - "на передовую" в Европу: Венгрия, Германия, Чехословакия, а мне, как шутили сослуживцы: "Курица, не птица - Монголия, не заграница"... "В деревню, в глушь"... в Монголию... Так что что разухабистая песня со словами: "Бананы ел, пил кофе на Мартинике, курил в Стамбуле злые табаки... это не про меня.
На меня "положил глаз" оценивая положительно мой потенциал начальник политотдела, человек аскетической натуры, прослуживший в МНР многие годы и полагавший, что суровые климатические условия лишенный комфорта быт это хорошие условия для формирования профессионализма... Конечно логика рациональная ... Кроме того, были и свои странности: личная библиотека это книги
изъятые у государства; если не воевал - офицер наполовину; если не служил в суровых условиях климатических и бытовых, нет хобби - неважно какого - то и мужик никакой. Полагал, что служба в МНР будет способствовать моему становлению и служебному росту... Надо отдать должное эрудиции и образованности участника Великой Отечественной войны: семинары с политработниками он проводил не только на высоком методическом уровне, но как рекомендовал В.И. Ленин: "Никакой контроль, никакие программы и т.д. абсолютно не в состоянии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов". Подкрепляя многие выводы стихами, чаще из творчества А.С. Пушкина, которые читал и наизусть и подкреплял классикой рекомендации изучаемых документов. Такая эрудиция даже среди политсостава войск КГБ была скорее исключением, чем правилом...
Замысел его был рациональным и конечно для дела полезным, однако не все что рационально тешит соблазнами душу. Наши желания и возможности очень редко совпадают... Но что поделать: "Есть закон служить до срока. Служба труд, солдат не гость..."
Нашему батальону было предписано поддерживать постоянную, устойчивую, закрытую связь в те не самые лучшие годы между Пекином и Москвой, посредством проводной вязи на участке между Наушками и Сайншанд, а это практически через всю территорию Монголии.

   Кто знает ? Думаю что смерч ..https://zab.ru/image/960x639/news_stolbmalchikbiofabrikaozhogifotomrsk0516_2.jpg
Кто знает ? Думаю что смерч ..https://zab.ru/image/960x639/news_stolbmalchikbiofabrikaozhogifotomrsk0516_2.jpg

Воздушные линии связи, при всем их романтическом названии, это провода на тяжелых, чаще деревянных опорах пропитанных креозотом, своего рода антисептиком, со стойким запоминающимся запахом, еще им пропитывают и шпалы на железнодорожных путях для продления срока их эксплуатации. На опорах с помощью специальных металлических крюков и фарфоровых изоляторов крепятся провода по которым идет электрический сигнал, на нашей линии, из биметалла еще и зашифрованный посредством специальной аппаратуры. Через каждые 240 километров на магистралях связи устанавливаются ОУП - обслуживаемые усилительные пункты, между ними НУП обслуживаемые и необслуживаемые, а в начале и в конце магистрали оконечные пункты с аппаратурой шифрования и дешифрования... Все это делается для постоянной безопасности связи, регулировок электрической цепи и удержания сигнала в заданных параметрах все 24 часа в сутки. Если этого не делать то абоненты связи вместо приятного общения могут слышать все что угодно, от буль - буль кания до свиста, но не голос собеседника и конечно не "команды строгие слова". Но при всем анахронизме, у проводной связи есть одно явное преимущество в сравнении с радио, тропосферной, даже спутниковой... С проводной, кабельной линии связи нельзя бесконтрольно снять информацию. Даже место подключения будет зафиксировано, прибором ИПК что дает возможность оперативного устранения обрыва линии, или подключения к ней... Таким образом проводная связь - самая безопасная. "Связь - есть! Связисту - честь!" подбадривали агитки...
К нашему счастью, плотность населения в Монголии едва ли превышает 2,1 человека на квадратный километр, транспортная сеть не развита, а линия связи проходит в основном вдоль железнодорожного полотна, то повреждения на линии бывали очень редко и в основном во время сильных морозов. Металл, как и все тела от низких температур "скукоживается"- сокращается, а провода натягиваются, иногда рвутся. Для устранения обрывов предназначались аварийные команды с набором специальных инструментов и термитных шашек для сварки проводов прямо на месте их разрыва. Наиболее сильный мороз, как известно, в рассветный час, когда бойцам так сладко спится, а температура около минус 50 и надо оперативно восстанавливать линию...

https://library-full.nadzor-info.ru/media/lib-img/1c/5e/1c5e1275aaa00d23e60b02e14f6e040d.gif
https://library-full.nadzor-info.ru/media/lib-img/1c/5e/1c5e1275aaa00d23e60b02e14f6e040d.gif

Изображение проводов линии связи сваренных прямо на месте обрыва...
Перед нашей отдельной линейно шестовой ротой стаяла задача обслуживания линии связи протяженностью в 380 километров
(Расстояние между Улан - Батором и Сухе - Баторм) в постоянной готовности: оперативное устранение повреждений, выбраковка ветхих опор и их замена. Особую сложность представляла замена опор. Монголия, к моему удивлению, находится в зоне вечной мерзлоты. Грунт вдоль железной дороги в основном скалистый... Летом зеленеет трава, цветы, ближе к 1 метру в глубину, ямки под опору приходилось долбить ломом - камень во льду.
Надо сказать, что в годы войны полевые кабели и проводные линии в основном и обеспечивали потребности связи... Радио только входило в обиход и относились командиры к радиостанциям с настороженностью... Радио пеленг, точное попадание и нет ни радиостанции, ни командного пункта, ни командира... Опасались... Парадоксально, но новое входит в жизнь с трудом.. Даже требование Игнаца Земмельвейса: всем мыть руки входя в родильное отделение, было не понято даже врачами, а доктору - новатору стоило жизни.
Так вот, однажды мне было предписано в качестве старшего машины обеспечить перегон транспортного средства из пункта Зуун - Хора в пункт Мандал на расстояние около 100 километров. Рейс никак не связан с обслуживанием линии связи. На автомобиле был проведен необходимый ремонт и его "по этапу" нужно было перегнать на место постоянной дислокации и поставить в строй. Кто мог предполагать, что в погожий, солнечный, летний день, при температуре за тридцать градусов, в течении двух - трех часов может что то случится? Но случилось... Примерно на половине пути мотор заглох... Для диагностики водителю стоило только открыть капот и неисправность обозначилась сразу: по живому лопнул мощный металлический кронштейн на котором крепился генератор. Конечно нагрузка от ременной передачи убедительная в результате - трещина и облом... Помпа, генератор, приводились в движение через шкив от коленвала. Стоп машина! Линия связи в 300 метрах. А у нас даже телефонного аппарата нет, чтобы сообщить о поломке и надеться на помощь. Рассчитывать на случай и попутный транспорт в этих условиях - бесполезно. В Монголии нет автомобильных дорог между разбросанными населенными пунктами, есть направления... Остается только надежда на чудо. Но чудо, не манна небесная, само на голову не упадет... Вокруг только сопки, палящее солнце и мы... горемычные, с моря погоды ждущие. Скорее от безысходности положения я принялся искать выход в движении... Идти пешком одному оставив автомобиль и водителя и рискованно и предосудительно. Можно было бы взобравшись на опру сделать короткое замыкание на линии и ждать аварийную команду... Однако снижется КИД (коэффициент полезного действия) линии... И какая же тут "честь связисту". Решил, как Илья Муромец, правда без боевого коня, взобраться на сопку и от солнца застившись рукой осмотреть окрестности, выискивая хотя бы какой то намек на надежду...

 https://res.cloudinary.com/fleetnation/image/private/c_fit,w_1120/g_south,l_text:style_gothic2:%C2%A9%20Valery,o_20,y_10/g_center,l_watermark4,o_25,y_50/v1539620935/uoz37il1oja8dochsne2.jpg
https://res.cloudinary.com/fleetnation/image/private/c_fit,w_1120/g_south,l_text:style_gothic2:%C2%A9%20Valery,o_20,y_10/g_center,l_watermark4,o_25,y_50/v1539620935/uoz37il1oja8dochsne2.jpg

Добравшись до вершины сопки заметил метрах в 800 одинокую белоснежную юрту. После небольшого марш - броска я уже входил в ее пространство. Трудно было предположить, но произошло невероятное... Помнится в роман - газете прочел повесть "Счастливчик Лазарев" когда приехавший на охоту в тайгу городской житель добыл соболя, в желудке которого оказались наручные часы утерянные им же на охоте прошлой зимой. К всеобщему удивлению часы оказались исправными...
Я вошел в бездверье, полное доверья и был поражен невероятным подарком монгольской страны: хотите верьте, хоть проверьте, в юрте, на небольшом металлическом столике меня ожидал защитный щиток, сварочные прутки. А рубильник скромно ютился на деревянной опоре. Через часа полтора после вынужденной остановки мы с водителем, обсуждая радушие и предусмотрительность монгольских скотоводов, которых мы не только не видели, а значит и не поблагодарили. Правда ни доказать ни опровергнуть это событие невозможно, но я был честен в своем повествовании... Да была одинокая юрта и в ней САГ.
Все это было. Как и тот факт что во время Великой Отечественной воны маленькая Монголия перешла на 10 часовой рабочий день. Поставила полмиллиона тонн мяса, считайте от каждого жителя по тонне, собрали из личных средств деньги на покупку 32 танков, эскадрилью ЛА -5, передала фронту около полумиллиона лошадей, что позволило увеличить тяговую силу для артиллерии, тыловых служб почти в два раза... И много, много чего еще... Есть у этого народа и мудрая поговорка которой стоит придерживаться: "Не спеши, а то замерзнешь".. Кстати о лошадях, стоит прочитать повесть Джеймса Олриджа "Удивительный монгол" которая несомненно понравится... И поможет понять за что даже лошади, преодолевая невероятные преграды, стремятся на родину... Очень полезная повесть для понимания смысла строк из "Горе от ума" А.С. Грибоедова: "Когда постранствуешь, воротишься домой и дым отечества нам сладок и приятен". Кто повети, чтио такое возможно...
В Улан - Баторе, памятник И.В. Сталину у Национальной библиотеки был демонтирован только 22 дек 1990 года когда по примеру СССР в Монголии началась "ката стройка". Вот такие они потомки Чингиз хана.
Но в жизни не бывает все так хорошо тем более всегда... Пришло время отъезда... Занятый отправкой багажа, приобретением билетов и другими хлопотами, спрятал проездные и багажные документы под отворот фуражки дабы не рыться по карманам и бумажнику. Только вышел из здания вокзала налетел смерч, что часто случается в период смены поры года. Налетел внезапно. Как то наблюдал как сорвало ветхий дощатый туалет в тот момент когда человек справлял там... А тут фуражку с документами взметнуло метров на тридцать и унесло над монгольской столицей безвозвратно. И все. Финансовые потери пришлось компенсировать из личного денежного довольствия. Кто поверит ..

https://pbs.twimg.com/media/E43LMkXXMAAx63Q?format=png&name=small
https://pbs.twimg.com/media/E43LMkXXMAAx63Q?format=png&name=small

Хотя свет велик, может быть и правда...