Часть тридцать четвертая
Путь к Дальнему Востоку, продолжение
Путь вокруг Байкала лежал исключительно по его берегу, пересекая беспрерывно речки, водопады, суходолы по бесконечному количеству мостов. Ж/д путь был огорожен от гор подпорными стенами из бутового камня, защищая полотно от каменных обвалов и оползней. Такого количества тоннелей, а их было около 60, я не наблюдал ни на одной железке! Самими сложными сооружениями Сибирской дороги славился именно этот отрезок пути. Этот же отрезок славился и и самым большим количеством крушений ж/д составов!
Путь вокруг Байкала длился около 12 часов. Частые остановки, к которым мы относились с одобрением, давали нам возможность рассматривать расположенные рядом огромные склоны гор с нависающими над поездом скалами, поросшими кедром или сосной. Неизвестно как держались на склонах деревья и нагромождения больших валунов. Хаос диких нагромождений камня, ущелий и просто оврагов прорезался бесчисленными речками и ручейками с водопадами пенистых, журчащих белых струй воды, брызги которой порой были окружены ореолом радуги, то пропадающим, то вновь возникающим!
Электрического освещения в вагонах не было. На ночь, в обоих концах вагона зажигали стеариновые свечи. Когда поезд приближался к тоннелю, гудок оповещал пассажиров, что сейчас в вагонах наступит кромешная тьма и запахнет паровозным дымом. При поездке по очень длинным тоннелям проводниками устанавливались лампы летучая мышь.
Отдельные отрезки пути машинистом велись на очень медленном ходу, поезд извивался, как змея по полотну, делая бесконечные повороты вправо и влево. Не один раз наблюдали рассыпанное на полотне дороги зерно пшеницы, это значит, ч то здесь было крушение. Под полотном ж/ д дороги к озеру валялось несколько товарных вагонов, иные разбиты в щепу, около находились и виновники крушения - скатившиеся с горы от сотрясения валуны диаметром более метра. Этакий подпрыгивающий каменный мячик, двигающийся с огромной скоростью с высоты 200-300 метров, рассыпающийся иногда на более мелкие камни, представляет для полотна и движущихся по нему поездов великую опасность. Цепляя очередные на своём пути каменные скаты гор, вниз к полотну летят сотни и тысячи тонн камней и щебня, ломая на своём пути деревья и даже подпорные стены, выложенные руками человека из того же камня на цементе. Стихия всегда была сильнее! С другой стороны, волны Байкала подмывают насыпь ж/ дороги. Частые в этих местах землетрясения по 6 и 8 баллов создают дополнительные затруднения в безопасном движении поездов по Забайкальской Ж/Д! Я не был свидетелем ж/д крушений, но результаты их я видел неоднократно и всего больше именно на этой ж/ дороге.
За Байкалом, как мне помнится было много деревень и сел. Не видел там людей обутых в лапти. Одно уже это говорило о благодатном Забайкалье.
На станциях торговые ряды были забиты торговцами омулем и хариусом. Рыба продавалась в жареном и копченом виде. Отменная, жирная и на вкус ни с чем не сравнимая! Не даром об этой рыбе много пишут и даже слагали песни. Байкал по природе своей уникальное озеро, местными жителями называется ласково, но не в шутку морем! И это море даёт такие вкусные дары, о о которых Российский житель может только мечтать! Холодная чистейшая вода вода Байкала пресная, зачерпнутая непосредственно у берега, напомнила мне вкус воды, выпитой мной из иордани большого ключа родного мне провинциального города, где я родился! В прозрачной воде Байкала с берега просматриваются камни и камешки дна на глубине 3-4 метров. Проезжая по берегу этого озера в течение нескольких раз я и многие пассажиры при каждом удобном случае набирали воду в кружку или чайник и несли её как драгоценность в вагон!
В те далёкие годы моей юности титаны для кипячения воды в вагонах были редкостью. Пассажиры непременно брали с собой обычные жестяные или эмалированные чайники. На больших станциях многие мчались наперегонки с пустыми чайниками к кранам кубовой, набирая крутой кипяток и возвращались бегом к своим вагонам. Десятки людей со звоном крышек, привязанных к дужке чайника на каждой остановке поезда бежали за кипятком. Создавалась толчея, каждый старался набрать кипяток первым и побыстрее вернуться в свой вагон, боясь отстать от поезда. Иногда пассажиры с полным кипятком чайниками вскакивали на ходу на подножку последнего или предпоследнего вагона и пробирались через несколько вагонов к своему месту под рассерженные взгляды кондукторов. Проблема добычи кипятка в пути по сибирской ж/ дороге была для пассажиров задачей номер один, так как станций ближе к востоку было все меньше и не на каждой станции была кубовая и сам кипяток.
Между Улан-Уде и Читой появляются пологие с зелёными скатами и поймами сопки с отарами овец, кажущимися белыми облачками в синеющей дали. По пути встречаются безлесые сопки покрытые местами мелким кустарником, на них и паслись стада. Обилие продуктов на пристанционных рынках средней Сибири, которое мы видели 3-4 дня тому назад к нашему изумлению сменилось на редкую и скудную дорогую торговлю в Восточной Сибири. Продавались больше кедровые орешки, заменить которые ни молоко ни мясо не могли. Мы начали испытывать недостаток в еде. Редко когда на станции удавалось купить с рук буханку черного черствого хлеба, в три раза дороже против нормальной цены. Разве мы могли предполагать, что вчерашнее обилие продуктов сменится полным их отсутствием за Читой и дальше к Востоку. Яйца, лук и чеснок продавались поштучно и по очень дорогим ценам. Голод не тётка, пришлось покупать все что можно было проглотить и быть сытому!
Продолжение следует...
В статье использованы фотографии с сайта Putidorogi-nn.ru
Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 🎆
С уважением, Константин!!!