9 подписчиков

Дэвид Пирсон и Halpern Racing. Несостоявшаяся история успеха

Вторая половина 1970-х стала временем прихода в соревнования Кубка НАСКАР крупных бизнесменов. Эм-Си Андерсон, Джей-Ди Стейси, Род Остерланд - эти имена владельцев команд в НАСКАР времен конца 70-х начала 80-х годов достаточно хорошо известны. Их гонщики побеждали в гонках, а выступавший в 1980 году за команду Остерланда Дейл Эрнхардт даже выиграл чемпионский титул (свой первый из семи). Имя Джоэля Халперна гораздо менее известно, но все могло быть иначе, если бы не трагическая случайность, оборвавшая его жизнь в 1981 году. Халперн был крупным нью-йорским застройщиком, его компания Halpern Enterprises строила офисные и другие здания, участвовала в крупномасштабных проектах обновления городских кварталов. К моменту появления Халперна в НАСКАР он занимался строительством отеля Марриотт в Тарритауне, штат Нью-Йорк, на 550 номеров.

Дэвид Пирсон и Джоэль Халперн (крайний справа) перед стартом гонки Кубка НАСКАР.
Дэвид Пирсон и Джоэль Халперн (крайний справа) перед стартом гонки Кубка НАСКАР.

Халперн любил скорость. До НАСКАР он участвовал в гонках открытых моторных лодок, став чемпионом США по этим соревнованиям в 1976-м и 1977-м годах. При максимальной скорости на воде около 100 миль час (160 км/ч) гонки катеров были весьма опасным видом спорта. В 1980 году во время аварии у побережья Фрипорта в Лонг-Айленде Халперн получил серьезные травмы и после этого решил переключиться на автогонки сток-каров.

Чемпионский катер Халперна.
Чемпионский катер Халперна.

Первой гонкой Халперна в Кубке НАСКАР в качестве владельца команды стала гонка Winston 500 1980 года в Талладеге (10-й этап сезона). За рулем принадлежащего Халперну Олдсмобиля номер 02 был Донни Аллисон. Однако закончить гонку у Аллисона не получилось - на 127 круге он сошел из-за проблем с машиной.

Еще четыре гонки за Halpern Racing в сезоне того года провел Чак Боун, но и ему ни разу не удалось финишировать. Два раза он попадал в аварии и в двух гонках отказывал двигатель. Однако Топ-5 финиш в 1980 году у Халперна все же появился. Дело в том, что перед гонкой второго этапа сезона Кубка НАСКАР на треке в Мичигане Даррелл Уолтрип разбил свой Шевроле номер 88 команды DiGard Racing во время практики. После этого Уолтрипу пришлось купить свое место в гонке у Халперна, за рулем Шевроле номер 02 которого он вышел на старт. Уолтрип лидировал  67 кругов, но показанный ближе к концу гонки желтый флаг позволил Кейлу Ярборо догнать Шевроле Халперна и выиграть гонку. Уолтрип в итоге финишировал четвертым.

Даррелл Уолтрип перед стартом гонки в Мичигане рядом с Шевроле номер 02 Халперна.
Даррелл Уолтрип перед стартом гонки в Мичигане рядом с Шевроле номер 02 Халперна.

Ободренный таким результатом и, видимо, поняв, что без хорошего гонщика не обойтись, Халперн начал переговоры с трехкратным чемпионом Кубка НАСКАР Дэвидом Пирсоном об участии в гонках за его команду в 1981 году на неполный сезон. Пирсон подумывал о том, чтобы остаться в команде Хосса Эллингтона, за которую он провел в 1980 году девять гонок и одержал одну победу (105-ю и, как оказалось, последнюю в карьере), но Эллингтон все еще искал спонсора на следующий сезон, тогда как Халперн обладал необходимыми финансовыми ресурсами, чтобы успешно выступить в 1981 году. В конце концов Пирсон согласился.

Пирсон в гоночном комбинезоне Halpern Racing.
Пирсон в гоночном комбинезоне Halpern Racing.

В новом сезоне Халперн планировал провести 15 гонок и все из них на треках длиной более одной мили. Он был настроен весьма оптимистично и всерьез рассчитывал, что Пирсон сможет выиграть четыре или пять из этих гонок. В основе оптимизма Халперна лежала основательная подготовка. Полагая, что нужно быть ближе к чемпионам, он арендовал место в гараже команды Остерланда и таким образом автомобиль Пирсона подготавливался к гонкам рядом с автомобилем Эрнхардта. Кроме того, Халперн смог переманить к себе мотористов из команды чемпиона 1980 года. В качестве крю-чифа изначально предполагалось нанять знаменитого ветерана Джейка Элдера, выигравшего чемпионский титул вместе с Пирсоном в 1968 году, но в итоге должность получил опытный Гарольд Фэган, работавший с Роджером Пенске, Родом Остерландом и командой DiGard Racing. Сообщалось, что Халперн вложил в свою команду около 750 тысяч долларов. По тем временам это было гигантской суммой и очень возможно самым большим годовым бюджетом команды в НАСКАР. С таким финансированием Халперн имел все основания рассчитывать на успех.

В 1981 году НАСКАР провела "даунсайзинг" своих машин уменьшив длину колесной базы со 115 до 110 дюймов. Команды должны были использовать новые, современные на тот момент модели автомобилей ведущих американских производителей. Владельцы из стана General Motors выбрали Бьюик Regal, Понтиак Grand Prix или Олдсмобиль Cutlass Supreme из-за более обтекаемой формы передней части машины. Строго вертикальный передок нового Шевроле Monte Carlo, казалось, делал этот автомобиль не лучшим выбором с точки зрения аэродинамики, однако Халперн остановил свой выбор именно на этой модели. Пирсон протестировал Monte Carlo в Дайтоне и остался доволен результатами, заметив, что эта машина стала сюрпризом для многих. На этапе в Дайтоне Пирсон стал единственным представителем Шевроле Monte Carlo, так же как Бобби Аллисон оказался единственным кто выбрал Понтиак LeMans.

Пирсон на треке в Дайтоне в 1981 году.
Пирсон на треке в Дайтоне в 1981 году.

По скорости Аллисон был вне конкуренции легко выиграв поул, однако в квалификации Пирсон уступил ему не так и много - две мили в час на круге. Гонку Busch Clash и 125-мильную квалификационную гонку Пирсон закончил в числе пяти лучших. Большую часть гонки Дайтона 500 он также держался в первой пятерке и даже сумел стать на три круга лидером, но проблемы с двигателем привели к сходу Шевроле Monte Carlo номер 16 на 144-м круге гонки. Несмотря на это Пирсон был доволен своей скоростью. После последнего питстопа он выехал на трек впереди Понтиака Аллисона, набрав скорость смог удержаться за ним в драфте, а затем обогнать самую быструю машину в гонке на задней прямой трека.

Следующей гонкой для Пирсона был этап в Рокингеме, на котором он опять сошел из-за проблем с двигателем. По этой же причине он не смог финишировать в следующей за Рокингемом гонкой в Атланте. Итого в трех первых гонках сезона 1981 года у Halpern Racing было три схода из-за механических проблем и всего семь кругов лидирования. Команда надеялась решить проблему с ненадежными моторами к гонке в Дарлингтоне и рассчитывала на хороший финиш.

Пирсон впереди Дейла Эрнхардта и Ричарда Петти на треке в Атланте.
Пирсон впереди Дейла Эрнхардта и Ричарда Петти на треке в Атланте.

Воспользовавшись тем, что перед этапом в Дарлингтоне было две гонки на шорт-треках, Халперн впервые после аварии 1980 года вернулся в соревнования моторных лодок. Он должен был участвовать в гонке катеров на озере Пончартрейн в Новом Орлеане, но в субботней практике катамаран Халперна столкнулся с лодкой другого участника. От полученных травм головы Халперн скончался.

Пирсон, и как все остальные члены команды, находился в неведении относительно своего будущего, но после похорон Халперна было объявлено, что команда будет участвовать в гонке Дарлингтоне. Пирсон квалифицировался к ней четвертым и финишировал восьмым. Он не смог в ней лидировать, но финиш в лучшей десятке был несомненным успехом, который требовалось закрепить, однако этого не произошло. Члены семьи Халперна не разделяли его хобби и не понимали автогонки. Они не представляли для них интереса. После этапа в Дарлингтоне наследники Халперна решили, что лишние расходы им ни к чему и закрыли гараж команды (запланированный переход команды на Бьюик Regal до этапа в Талладеге так и остался нереализованным). Halpern Racing, которую в итоге никто не купил, прекратила свое существование. Пирсон провел в 1981 году еще две гонки за разных владельцев, повторив в осенней гонке в Дарлингтоне свой лучший финиш сезона на восьмом месте.

Преждевременная смерть Халперна закончила весьма многообещающее гоночное предприятие. Талант Пирсона и деньги Халперна могли привести к большому успеху. Можно только гадать, каким бы он мог стать. Вполне возможно что, за несколько лет Halpern Racing превратилась бы в настоящую топ-команду, а Пирсон вернулся бы к своей гоночной форме времен Wood Brothers и еще как минимум несколько лет оставался одним из самых грозных соперников в НАСКАР. Однако история решила иначе. После сезона 1981 года гоночная карьера 46-летнего ветерана пошла на спад. Сильные команды не предлагали Пирсону место гонщика и спустя пять лет он ушел из автогонок. 1986 год, в котором Пирсон провел две гонки за собственную команду, стал его последним сезоном в Кубке НАСКАР.

https://leftturn43.livejournal.com/6532.html