391 подписчик

Морской хронограф: 4 мая - этот день в отечественной морской истории

1829, 4 (16) мая - 20-пушечный бриг «Орфей» под командой капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского у местечка Кирпени (болгарское побережье Черного моря) взял на абордаж 3 вооруженных турецких судна.
1829, 4 (16) мая - 20-пушечный бриг «Орфей» под командой капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского у местечка Кирпени (болгарское побережье Черного моря) взял на абордаж 3 вооруженных турецких судна.

См.: Морской Хронограф Calendar

2023, 4 мая:

Лоцманская служба Мурманского филиала в ночь с 4 на 5 мая осуществила операцию, связанную со снятием с 4-х якорей и буксировкой на выход из Кольского залива полупогружной плавучей буровой установки «Северное Сияние».

2017, 4 мая:

См.-2

Экипаж российской учебной шхуны «Юный Балтиец» (капитан Д.Л. Костин) спас болгарина Ивана Дойчева, увлекавшегося подводным плаванием, в Северном море у берегов Шотландии. 40-летний дайвер был обнаружен в проливе Пентленд-Ферт в районе острова Оркни, после того как он провел в воде 11 часов 33 минуты.

1994, 4 мая:

См.-3

Дизельная подводная лодка Северного флота «Б-459» проекта 877 (командир - капитан 1 ранга В.С. Ящук, старший на борту - контр-адмирал Г.А. Титаренко) осуществила деловой заход в Портсмут (Великобритания).

1992, 4 мая:

Делегация Главного управления навигации и океанографии МО во главе с вице-адмиралом Ю.И. Жегловым приняла участие в 14-й Международной гидрографической конференции в Монако, посвященной изучению, картографированию Мирового океана и взаимодействию гидрографических служб разных стран в области навигации, гидрографии и картографии.

1982, 4 мая:

См.-4

Во Владивостоке в бухте Золотой Рог у причала №42 опрокинулся и лег на грунт плавзавод «Александр Обухов»[1], стоящий на двух якорях и девяти швартовых. На корабле неограниченного района плавания погибли у берега моряки. Редкая по своей сути катастрофа в порту вызвала разные кривотолки: говорили, в частности, о диверсии и сотнях жертв...

[1] По другим данным – трагедия произошла 6 мая (Высоцкий А.В. и др. Борьба за живучесть кораблей и судов (поучительный опыт действий экипажей при аварийных происшествиях). - Санкт-Петербург: 2007, с.275)

1976, 4 мая:

Советом министров СССР принято постановление № 302-116 о развитии работ по созданию подводного оружия, предусматривающее разработку ряда принципиально новых комплексов противолодочного оружия и расширение фронта исследовательских работ.

1957, 4 мая:

См.-5

В Севастопольской бухте поднят затонувший в результате взрыва 29 октября 1955 года линейный корабль «Новороссийск».

1946, 4 мая:

В связи с образованием Министерства государственной безопасности СССР ликвидированы органы военной контрразведки «Смерш». На их базе создано 3-е Главное управление МГБ, которому поручалось вести контрразведывательную работу в армии и на флоте. Отделы контрразведки «Смерш» на флоте переименованы в отделы контрразведки МГБ флотов и флотилий.

1945, 4 мая:

Авиация Балтийского флота потопила на рейде Свииемюнде немецкий линейный корабль «Шлезиен», вспомогательный крейсер «Орион», миноносец Т-155, 2 тральщика, сторожевой корабль, 6 транспортов.

1944, 4 мая:

См.-6

Подводная лодка Черноморского флота «М-111» (командир - капитан-лейтенант М.И. Хомяков) одним торпедным залпом уничтожила противолодочные корабли противника UJ-2313 и UJ-2314. Это была первая на Черноморском флоте успешная торпедная атака по двум целям одновременно.

1942, 4 мая:

В порту Камыш-Бурун при приеме раненых подвергся атаке самолетов, от попаданий фугасных и зажигательных бомб получил повреждения и загорелся пароход «Потемкин» (капитан Т.М. Морозов). Погибло 30 человек, 25 - ранено.

1921, 4 мая:

Приказом командующего всеми Морскими силами Республики № 184 начальником Морских сил Балтийского моря назначен военмор бывший лейтенант царского флота М.В. Викторов. К исполнению обязанностей приступил 6 мая. Командовал флотом до 6 мая 1924 года.

1917, 4 (17) мая:

В проливе Босфор началась постановка минных заграждений с использованием четырех моторных баркасов, доставленных к проливу крейсером «Память Меркурия» под охраной эсминцев «Гневный» и «Пронзительный» и под прикрытием линкора «Свободная Россия» (бывший «Императрица Екатерина II»). Перед входом в пролив баркасы спускались на воду и дальше шли к месту постановки своим ходом. Постановка осуществлялась скрытно от противника и продолжилась 12 и 13 мая.

1917, 4 (17) мая:

В составе сформированного коалиционного Временного правительства пост военного и морского министра занял эсер А.Ф. Керенский (1881-1970). Занимал пост по 30 августа 1917 года.

1916, 4 (17) мая:

См.-7

Скончался Борис Борисович Голицын, русский геофизик, метеоролог, один из основоположников сейсмологии, академик Петербургской Академии наук (1908), участник экспедиции на Новую Землю (1896), с 1913 года - директор Главной физической обсерватории, президент Международной сейсмической ассоциации. В 1894-1914 гг. преподавал в Николаевской морской академии.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

1916, 4 (17) мая:

См.-8

Подводная лодка Балтийского флота «Волк» у берегов Швеции торпедировала и потопила три германских транспорта общим водоизмещение 8600 т. Это был самый результативный поход российской подводной лодки в Первой мировой войне.

1912, 4 (17) мая:

Начальник Морского генерального штаба вице-адмирал А.А. Ливен направил морскому министру доклад, в котором содержались предложения о создании морской авиации.

1911, 4 (17) мая:

См.-9

Родился Николай Алексеевич Остряков, генерал-майор авиации (1942), прославленный морской летчик, Герой Советского Союза (1942, посмертно), участник Гражданской войны в Испании (1936-1939), командующий авиацией Черноморского флота (1941-1942).

1904, 4 (17) мая:

На русском минном заграждении у Ляотешаня погиб японский миноносец «Акацуки».

1829, 4 (16) мая:

20-пушечный бриг «Орфей» под командой капитан-лейтенанта Е.И. Колтовского у местечка Кирпени (болгарское побережье Черного моря), спустив гребные суда, взял на абордаж 3 вооруженных турецких судна и в качестве трофеев привел их в Сизополь (Созопол).

Прим.: 18 (30) мая потопил еще два судна.

1823, 4 (16) мая:

Родился Роман Иванович Баженов (1823-1904), вице-адмирал (1885), начальник Главного гидрографического управления (1886-1888), председатель Морского ученого комитета.

1820, 4 (16) мая:

На верфи в Николаеве заложен первый на Черном море пароходный бот, впоследствии получивший название «Везувий». 25 сентября он вышел в первое плавание в Херсон, открыв новую страницу в истории мореплавания на Черном море.

1806, 4 (16) мая:

Транспорт "Минерва" в южной части Балтийского моря сел на мель и не смог самостоятельно с нее сняться. Экипаж и груз были спасены, а корпус судна впоследствии продан.

1804, 4 (16) мая:

Императорским указом при Морском ведомстве учреждена музыкальная школа. Одновременно принято решение о создании духовых оркестров в морских частях и учреждениях.

1790, 4 (15) мая:

Состоялось Фридрихсгамское сражение. Шведская гребная флотилия (154 судна) в районе Фридрихсгамского рейда (город Хамина, Финляндия) атаковала русскую гребную флотилию (63 судна) под командованием капитана 1 ранга П.Б. Слизова. В результате 4-часового сражения с вчетверо превосходящими силами противника русская флотилия, израсходовав боезапас, начала отход. Шведы потеряли одно судно и 60 человек убитыми. Русские потеряли около 20 судов и 65 человек.

1764, 4 (15) мая:

Суда экспедиции Креницына — Левашова. А — гунор «Св. Павел», Е — галиот «Св. Екатерина»
Суда экспедиции Креницына — Левашова. А — гунор «Св. Павел», Е — галиот «Св. Екатерина»

Вышел указ императрицы Екатерины II Адмиралтейств-коллегии об организации экспедиции для описания и освоения открытых промышленниками на Дальнем Востоке Алеутских островов.

Начальником экспедиции назначен капитан-лейтенант П.К. Креницын. Помощником его был назначен М.Д. Левашов, которому в значительной степени была дана самостоятельность. Штурманами экспедиции были М.Ф. Крашенинников и Я.И. Шабанов.

Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2024 года.