Найти тему
Дядька Черномор

Кому подмигивает маяк на мысе Тарханкут. Конечно влюблённым.

Тем, кто бывал на пляже в Оленевке, конечно, знаком силуэт высокой белокаменной башни, расположенной в двух-трёх километрах от пляжа. В силуэте легко узнаётся его назначение – это конечно, маяк, одно из самых посещаемых мест Тарханкута. Причина этой популярности его необычайная фотогеничность и узнаваемость. Фотографии на фоне моря, сделанные в разное время суток и при разном освещении отличаются чрезвычайным разнообразием. Другое важное обстоятельство – от маяка начинается урочище Атлеш – главная природная достопримечательность Тарханкута. Отсюда же начинаются морские прогулки вдоль берега.

С пляжа в Оленевке вдалеке виден маяк
С пляжа в Оленевке вдалеке виден маяк

Этот маяк, наряду с маяком на мысе Херсонес, является самым старым маяком Крыма. Они построены одновременно и по одному проекту в 1816 году. Маяк представляет собой 38-метровое сооружение, выложенное из местного белого известняка, и с тех пор, облик его — внешний и внутренний не изменился. Наверх маяка ведет старинная чугунная лестница в 142 ступени. Лестница по спирали поднимается вдоль внутренней башни маяка — сквозной шахты, по которой в былое время ходила вверх-вниз гиря, весом 1500 кг. Подобно заводу механизма в маятниковых часах, эта гиря крутила лампу, расположенную на вершине маяка. Так что, работать смотрителем маяка было, в том числе, и нелёгким физическим трудом.

Особо важен маяк в непогоду
Особо важен маяк в непогоду

Башня представляет собой пустотелый каменный конус со стенами у основания толщиной в два метра. К уровню маячной комнаты толщина стен постепенно уменьшается до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности такой конструкции позволяет успешно противостоять колоссальным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Благодаря отменному качеству строительства до сих пор сооружение требовало лишь косметического ремонта. Тарханкутский маяк является уникальным историческим памятником архитектуры.

Знаете ли вы, что в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно, для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.

Теперь Статуя Свободы - безработная
Теперь Статуя Свободы - безработная

Фото на фоне маяка, является непременным атрибутом посещения Тарханкутского полуострова. К сожалению, на сам маяк вам попасть вряд ли удастся, поскольку он является режимным объектом. А между тем его внутреннее устройство очень любопытно и в отличие от самой башни претерпело совершенно кардинальные изменения.

В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу . Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. В 1824 году лампу сделали подвижной, и она стала крутиться вокруг своей оси. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью. В конце XIX века поставили лампу, работающую на керосине, и заменили линзу на более мощную, но требующую регулярную чистку от нагара. Одной из причин крушения императорской колесной яхты "Ливадия" стал как раз перерыв в работе Тарханкутского маяка на чистку лампы. Яхта села на мель и застряла между камней неподалеку от мыса Тарханкут.

Ламповая башня маяка
Ламповая башня маяка

Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы, которая позволяла направлять поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. позволивших значительно увеличить силу света — до 80 000 свечей, при этом источником света был всего лишь горящий фитиль! Это приблизительно равно силе света фары современного автомобиля.

Гибель императорской яхты вынудила местные власти приобрести новый прибор, который подавал световые сигналы даже во время чистки. К тому времени был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году.

Современная лампа маяка
Современная лампа маяка

Но и эта система нуждалась в предварительной подготовке, поэтому на маяке поставили колокол, сообщавший о наступлении неблагоприятных погодных условий, а в дальнейшем, для предупреждения судов во время тумана использовался наутофон, генерирующий звуки резкого высокого тона.

В настоящее время маяк является действующим, обслуживается командой техников и дает луч, дальностью в 17 миль (примерно 31 километр), и звуковой сигнал, слышимый на расстоянии в 1 морскую милю. Главное предназначение маяка, это, как и 200 лет назад, обеспечение безопасности моряков. Сейчас - это комплекс, включающий радио и световой маяки, автономное электроснабжение, звукосигнальную установку, бытовые и навигационные комнаты. Объект считается режимным. В 1934 году маяк был оснащен радиосвязью, которая действовала на протяжении трехсот километров.

Такой вид открывается с верхней площадки маяка
Такой вид открывается с верхней площадки маяка

Знаете ли вы, что каждый маяк имеет собственный световой опознавательный код, состоящий их чередований светового сигнала и световой паузы определённой продолжительности.

В годы войны фашисты, отступая из Крыма, пытались взорвать маяк. Спасли его вездесущие местные пацаны. Они вовремя заметили подожжённый бикфордов шнур, ведущий к заложенной взрывчатка и перерезали его.

После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.

Современный вид тарханкутского маяка
Современный вид тарханкутского маяка

Вообще-то строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое передвижение по воде. В основе первых маяков лежал открытый огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже нефть.

Еще со времен античности и Средневековья на мысе Тарханкут крымские народы складывали каменные башни и разжигали сигнальные костры для облегчения ориентации мореплавателей. Мимо опасных скалистых берегов Тарханкута тысячелетиями пролегал путь древних мореплавателей – греков, римлян, тавров, русичей, украинских казаков. Коварное море тысячами погребало в своих пучинах греческие триеры и древнерусские ладьи, быстроходные «чайки» запорожских казаков и тяжёлые турецкие корабли. К слову, здесь до сих пор терпят крушения корабли тому доказательство - затонувший сухогруз, прямо напротив маяка ставший излюбленным местом в маршруте морских прогулок на катере из Оленевки.

Знаете ли вы, что есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.

Александрийский маяк. От него остались только руины.
Александрийский маяк. От него остались только руины.

В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться в массовом порядке. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание. Теперь большинство маяков принадлежит пограничной службе.

Другие публикации канала Дядька Черномор:

Оленевка - "крымская Камчатка". Самый-самый дальний уголок Крыма. Почему он так притягивает.

Курортный посёлок Черноморское. Что привлекает сюда гостей со всей России.

Лучшие пляжи Крыма. Пляжи Тарханкута.

Ошибки, совершаемые при поездке в Крым. Как правильно путешестврвать по Крыму на автомобиле.