39 подписчиков

10 техник и хитростей, которые нужно знать при работе с тушью

269 прочитали

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника. В этой статье собраны 10 приёмов, которые будут полезны каждому в начале пути…

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.

Если покопаться в истории, то станет очевидно, что ностальгическая сила прекрасной иллюстрации, выполненной в туши, таится в той самой чистоте и опрятности, с которой она предстаёт в своём законченном виде перед зрителем. Однако та же самая безупречность и выверенность линий может поставить художника в довольно уязвимую позицию, в которой ему просто некуда спрятаться — его мастерство (или его отсутствие) будет как на ладони для публики. Ведь буквально каждый штрих есть демонстрация уровня этого самого мастерства, имеющихся знаний и умений. И он [уровень] либо сильный и смелый, либо же робкий и невнятный. Линия может быть только лишь какой-то одной: уверенная / боязливая, полумер здесь быть не может.

Я хочу поделиться с вами несколькими собственными техниками работы с тушью, они помогут вам сделать свой процесс взаимодействия с этим материалом более лёгким и понятным, и менее раздражающим.

Это видео — дань уважения одному из моих самых любимых художников, Чаку Клозу (Chuck Close). Если оно вдохновит вас на дальнейшее освоение техники, то познакомьтесь с ресурсом schoolism.com, на котором собрано огромное количество всевозможных обучающих курсов (есть даже два моих собственных!), тьюториалов, лекций, мастер-классов и прочего полезного материала. Это потрясающая возможность учиться у профи!

1. Материалы, которые есть в продаже

Чтобы рисовать тушью, вам нужно купить перья, держатель для них и собственно тушь. Лично мне нравится тушь марки Higgins оттенка Black Magic, потому что она водостойкая, а это значит, что я с лёгкостью могу писать поверх линий красками и не бояться, что тушь размоется или потечёт.

Не забывайте плавно вести линию, как бы протягивать её для того, чтобы оставлять след на бумаге, потому что излишнее надавливание приведёт к появлению брызг и клякс и испортит всю вашу работу в итоге. Вы также можете попробовать слегка менять угол наклона пера, чтобы регулировать толщину линии.

В самом начале, при первом знакомстве с материалом, вам придётся потратить время, чтобы привыкнуть к подобным особенностям работы тушью и пером, но со временем дополнительные усилия будут не нужны.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-2

2. «Божественные» штрихи

Картинка ниже демонстрирует одну из моих любимых техник создания псевдо-объёма и глубины за счёт контрастного отображения чёрных пятен на белоснежной бумаге. Вы только взгляните на все эти утолщения и утоньшения! Перья прекрасно подходят для этой задачи. Толстые линии помогают формировать тени, а тонкие превосходно передают воздушность и свет.

Попробуйте сами: нарисуйте круг, затем постарайтесь идти от нижнего края формы вверх, используя только толстые линии, и вы мгновенно заметите, как плоская фигура начинает обрастать объёмом и уже становится больше похожа на шарик.

Текст на картинке (слева-направа, сверху-вниз): волнистые линии, простые штрихи, толстые и тонкие линии, перекрёстные штрихи, круговые линии
Текст на картинке (слева-направа, сверху-вниз): волнистые линии, простые штрихи, толстые и тонкие линии, перекрёстные штрихи, круговые линии

3. Ручки: сгодятся любые

Я люблю применять разные инструменты для разных целей. Толстые маркеры я использую чаще всего для закрашивания больших теневых участков, потому что у них широкие брусковые наконечники, что позволяет покрывать обширную площадь бумаги довольно быстро. Более тонкие маркеры Sharpie я выбираю тогда, когда мне нужно провести непрерывную тонкую линию или же закрасить участок тени поменьше. Простая синяя ручка пригождается для облаков, волн и для всего синего (или же для того, что будет выглядеть неимоверно круто в синем цвете).

Обращайте внимание на все характеристики тех инструментов, что у вас уже есть, будь то цвет, толщина стержня и прочее. Оставайтесь изобретательны и помните, что абсолютно любая ручка способна стать «той самой», что сделает вашу иллюстрацию неповторимой, качественно отличающейся от работ других художников.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-4

4. Как держать перо или ручку

Иногда для того, чтобы работа заиграла новыми линиями или приобрела некоторую живость, самобытность, уникальность, бывает достаточно просто перехватить перо в руке, зафиксировать по-другому.

Мне, например, нравится держать рабочий инструмент практически за самый кончик, потому что так я добиваюсь лёгкости и некоторой бесконтрольности линии. Это, как правило, помогает мне разглядеть какие-то оригинальные возможности для развития собственных иллюстраций.

Так что, если вы привыкли к чётким, выверенным линиям, самое время попробовать мой метод и отпустить себя и перо. Ведь это покажет вам, насколько восхитительны порой случайности.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-5

5. Просто добавь воды

Как вы уже, наверное, можете судить по моим предыдущим советам, градация тона при работе с тушью может стать непростой задачей. Я уже упомянул о штриховке и весе линий, но есть и ещё один способ работы с тоном, он даже несколько буквальный: попробуйте «втереть» небольшое количество воды в свежие, не высохшие ещё линии на бумаге, чтобы придать изображению мягкость.

В крайнем случае, если вода не оказалась под рукой, делайте, как я, и используйте то, что у вас всегда при себе — слюну и палец! Мягкие тона вместе с чёткими линиями в рисунке всегда добавляют ему жизни.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-6

6. Тонкое стальное перо

Единственный инструмент, помимо рапидографа, который способен создавать изящную (волосяную) линию — это тонкое стальное перо. Оно немного поскрипывает, когда работаешь им, но зато позволяет добиваться невероятно аккуратных линий. Я всегда использую тонкое стальное перо, когда хочу симитировать «рембрандтовский» эффект в рисунке.

Но поскольку линии из-под этого пера получаются слишком уж деликатными, я бы всё же рекомендовал пользоваться им при работе с миниатюрой или небольшим форматом. Для крупных работ будет более уместным выбор в пользу других инструментов, которые справятся с задачей лучше, чем тонкое стальное перо.

Как только вы закончили этап проработки тушью, сделайте лёгкую отмывку, чтобы добавить объёма своей иллюстрации.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-7

7. Отмывка

Размытие туши — это своего рода гибрид двух техник, живописной и тушевой. Удобнее всего это делать при помощи кисти.

Степень размытия контролируется соотношением количества воды к туши: в зависимости оттого, чего больше, туши или воды, в пропорции, будет меняться насыщенность, объёмность рисунка и его глубина.

Начните с того, что наберите обильное количество туши на кисть, чтобы она даже слегка оставалась на поверхности бумаги, не впитываясь после того, как вы провели линию или залили пятно. Пишите, расставляя подобные «тушевые лужицы» по всему листу. Повторно обмакивайте кисть в баночку с тушью, когда чувствуете, что след становится чуть более слабым, и продолжайте дальше, оставляйте лужи до конца этого этапа.

Отмывка тушью и письмо акварелью довольно похожи; с отмывкой в целом работает тот же принцип.

Текст на картинке: Беспорядок. Отмыка. Трюк (Работаем из лужи. Продлите лужу на странице. Перетащите её слева-направо, а затем обратно влево, пока не покроете всю область.)
Текст на картинке: Беспорядок. Отмыка. Трюк (Работаем из лужи. Продлите лужу на странице. Перетащите её слева-направо, а затем обратно влево, пока не покроете всю область.)

8. Высохшие ручки (маркеры и фломастеры)

Не торопитесь сразу выбрасывать свои подсохшие инструменты! Даже «на своём последнем издыхании» они способны дать вам фактуру, в чём-то схожую с сухой кистью, но её тем не менее будет трудно спутать с чем-либо другим.

Причём «воскресить» ещё на несколько минут такую высохшую ручку или фломастер можно просто подержав инструмент под плотно закрытым колпачком некоторое время. Попробуйте этот приём со следующим высохшим маркером.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-9

9. Предварительный набросок

Тушь не прощает ошибок, и это может стать огромным стрессом для неопытного художника. Но тут важно помнить о том, что если вы затеяли тушевую иллюстрацию, это ещё не значит, что вы должны работать только ей [тушью] на протяжении всего рисунка.

Я твёрдо убеждён в том, что искусство должно приносить радость, а не наводить страх или вводить в депрессию. Так что если писать непосредственно тушью кажется вам чем-то затруднительным или через-чур ответственным, тогда попробуйте делать подготовительный набросок карандашом, а красивые линии тушью добавляйте потом, когда будете уверены в композиции.

Любой подход правильный, главное, чтобы вам было комфортно и удобно так работать.

Строгость и кажущаяся простота рисунка, выполненного ручкой или тушью, в реальности может стать настоящим испытанием на прочность для молодого, начинающего художника.-10

10. И последнее: не забудьте расслабиться

Искусство — это весело. Об этом так легко забыть, если беспокоиться слишком сильно о возможных ошибках или становиться одержимым выверенностью каждой линии.

Не забывайте о глобальном, глубинном смысле. Любой путь, любой процесс творения чреват ошибками и оплошностями на своём пути. И это нормально, в этом нет ничего «такого». Старайтесь держать в голове, что каждая новая линия служит во благо целого и приближает вас к финальному изображению.

Если вы допустили ошибку, просто передохните немного и после перерыва беритесь снова за дело — этот недочёт даже может оказаться незаметен в масштабе завершённой иллюстрации. Ваши линии непременно станут лучше и увереннее со временем, поэтому просто получайте удовольствие от процесса.

__________________________________________________

Автор оригинального текста: Thomas Fluharty
Источник:
https://www.creativebloq.com/features/10-pen-and-ink-drawing-techniques-and-tips
Автор иллюстраций:
Thomas Fluharty