807 подписчиков

О наготе куросов. Философия в камне.

12K прочитали

Я много пишу о трактовке обнаженного тела в искусстве, поскольку уверен, что именно в "ню" полнее всего раскрывается мироощущение художника и эпохи, сам дух времени. Но лишь недавно я понял, что у художественно-осмысленной наготы было своё начало, свой исторический исток, и это совсем не палеолитические "венеры", с которых начинается история образа человека в искусстве.

Венера Костёнковская. Верхний палеолит.
Венера Костёнковская. Верхний палеолит.

Гипертрофированные признаки пола палеолитических "венер" говорят не о красоте, а о сексе. И даже если мы примем расхожее суждение, что "венеры" воплощают "первобытный идеал красоты", мы должны будем признать, что этот идеал предельно утилитарен, чужд отстранённого и бескорыстного созерцания, а потому лежит вне сферы эстетики и подлинной красотой не является.

И даже гораздо более сложное и изощрённое искусство Древнего Египта и Месопотамии не знало возвышенной обнажённости. Нагими изображались только поверженные враги, связанные пленники, рабы и рабыни. До греков нагота в древнем мире была унизительна. Сорвав с человека одежду, его лишали статуса, достоинства, личности.

Церемониальная палетка. Древний Египет, додинастический период.
Церемониальная палетка. Древний Египет, додинастический период.

Так богиня Иштар, спускаясь в преисподнюю, прошла через семь врат, и у каждых оставляла что-то из одежды. В итоге, она предстала перед своей сестрой Эрешкигаль, владычицей царства мёртвых, обнажённой, а значит беззащитной и бессильной.

Рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. Ассирия, начало VII века до н.э.
Рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. Ассирия, начало VII века до н.э.

Только в VII-VI веках до нашей эры, на заре греческой цивилизации, создатели архаических куросов открыли для искусства красоту человеческого тела и первыми изобразили тело нагим, именно ради его красоты.

Курос с мыса Сунион. Конец VII века до н.э.
Курос с мыса Сунион. Конец VII века до н.э.

Примечательно, что современницами куросов были облачённые в многослойные одежды коры. Изображения обнажённых женщин появятся значительно позже, в эпоху поздней классики. Очевидно, мужское тело было свободнее от грубо-чувственного, сугубо сексуального восприятия, поэтому художественное осмысление наготы началось с него.

Кора. VI век до н.э.
Кора. VI век до н.э.

В мироощущении древних греков антропоцентризм сочетался с любовным вниманием к материальному миру. Конечно, они не были материалистами в прямом и строгом смысле слова, но познать мистические начала бытия они пытались через созерцание и осмысление материи. Поэтому в искусстве Древней Греции тело стало метафорой космоса, и в его красоте греки видели отражение вечной мировой гармонии.

"Кройсос из Анависоса". Архаический курос VI века до н.э.
"Кройсос из Анависоса". Архаический курос VI века до н.э.

Художественная интуиция архаических скульпторов предвосхитила и учение элеатов о единстве сущего, и идеализм Платона, и божественный Логос стоиков, зримо воплотив в камне то, что философии ещё только предстояло сформулировать.

Курос из Милоса. Середина VI века до н.э.
Курос из Милоса. Середина VI века до н.э.

В любой среде и при любом освещении куросы выглядят так, будто они согреты первыми утренними лучами солнца. Это отблеск божественной Идеи, падает на косную материю, одухотворяя её. И пробудившаяся от этого прикосновения душа делает первый короткий, но твёрдый шаг навстречу заре жизни.