Найти тему
Шпионские страсти

«Удружили» союзникам

Когда 26 августа 1914 года в Балтийском море немцы посадили на мель своей крейсер «Магдебург» никто не ожидал, что эта ошибка немецкого капитана дорого обойдется турецкому флоту. Дело в том, что на крейсере «Магдебург» русские моряки с крейсеров «Богатырь» и «Паллада» захватили свод сигналов германского военно-морского флота, сигнальные книги и радиотелеграфные шифры, с помощью которых можно было легко расшифровывать радиопереговоры германских капитанов и их начальства (смотри на эту же тему публикацию «Безграмотный вопрос позволил немцам спасти флот от разгрома»). Более того, русская разведка быстро выяснила, что турки пользуются германскими шифрами. Для перехвата германских и турецких переговоров были построены специальные подслушивающие станции – одна на Балтике, вторая в Севастополе.

Остов крейсера "Магдебург" на мели. Фото из журнала "Морская коллекция"
Остов крейсера "Магдебург" на мели. Фото из журнала "Морская коллекция"

Такие же станции построили и англичане. К концу 1916 года англичане перехватывали до 2000 радиограмм в сутки. Сколько перехватывали наши, источник не сообщает.

Благодаря Севастопольской станции и отделу по дешифровке турецких переговоров при Штабе Черноморского флота удалось нанести ряд ощутимых ударов туркам на море.

Ниже приводится несколько эпизодов.

Так одна из расшифрованных неприятельских радиограмм извещала, что на заре, то есть через несколько часов после ее перехвата, две турецкие моторные канонерки подойдут к мысу Карабурну. Крейсер «Память Меркурия» подоспел к мысу вовремя, чтобы пустить ко дну эти канонерки.

В сентябре 1916 года для большого транспорта, идущего из Зунгудалка с грузом угля для кораблей турецкого флота, турки протралили проход вдоль азиатского побережья и по радио известили капитана этого транспорта, что путь чист. Радиограмма была перехвачена русской разведкой и по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Колчака в море вышли миноносцы, которые забросали протраленный проход минами. Транспорт подорвался на мине и затонул.

Атака немецкой пл английского транспорта
Атака немецкой пл английского транспорта

В декабре 1916 года при отступлении русских войск из Констанцы с моря их обстреливала немецкая подводная лодка, действовавшая по согласованию с турками. В тот же день был перехвачен приказ капитану подлодки вернуться в Стамбул, используя для этого только что протраленный канал. Из Севастополя немедленно вышли миноносцы, установили на канале мины на одной из которых подводная лодка подорвалась. Это была последняя подводная лодка германского флота, действовавшая в Черном море.

К концу 1916 года немцы, наконец, обратили внимание, что в течение 24 часов любую их флотскую радиограмму могла без труда расшифровать любая немецкая станция, даже не имея дешифратора. Только после этого они сменили коды и ввели новый шифр, ключ к которому менялся каждый день. Турок об этом известить забыли.

(Источник: Н.С. Батюшин)