181 подписчик

Слова, связывающие предложения или как написать школьное сочинение.

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня окунемся немного в школьную тематику.

Связывающие слова в тексте. Колаж автора.
Связывающие слова в тексте. Колаж автора.

Я, как родитель, столкнулся с современной школьной программой пока только второго класса. В точных науках лично мои успехи никогда не доходили выше средних. Поэтому в нашей семье моя помощь ребёнку направлена в гуманитарную область. В сферу «курирования» вошли «Окружающий мир», «Русский родной язык», иногда подключаюсь на «Литературное чтение». С крайним предметом ничего особенного нет. Зато о первых двух можно говорить о многом. Однако именно сегодня рассказать хочу не о предметах школьной программы, а об одной теме «Русского родного языка». Тема звучит так: «Устанавливаем связь предложений в тексте» стр. 121, 2-й класс. В параграфе данной темы за номером 17 рассматриваются разные куски текста о деятельности Дурова Владимира Леонидовича. Для тех, кто не в «лодке», Дуров В. Л. был замечен обществом в том, что создал театр зверей. Рассматриваемая тема написана на 10 – ти страницах учебника. Честно Вам скажу, ребята, в наше время такими объёмами мозг ребёнка не нагружали. Но эти 10 страниц - это не совершенно новый сложный текст, а масса тематических заданий, чтобы ребёнок усвоил идею, заложенную авторами учебника. Оговорюсь, что без присмотра родителей чадо усвоит процентов 5% материала. Большинство заданий, не знаю, под кого они составлялись, самостоятельно младшему школьнику не освоить.

Итак, чтобы не пересказывать учебник, постараюсь сжато раскрыть тему, прежде всего для взрослых, и вы, родители, уже до детей её донесёте как нельзя лучше. Ведь лучше всех своего ребёнка знаете вы. Вы авторы книги - «Ваш ребёнок».

В любом тексте, чтобы он читался, был понятен, должны быть связаны предложения. Слушаем слово «СВЯЗАНЫ». Как носочек или рукавичка, где все строчки связаны петельками. Так и предложения (строчки) связывают слова(петельки). Приведу наглядный пример из сказки "Репка".

«Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку...»

Смотрите, в этом кусочке текста связывающими словами предложений (выделены жирным шрифтом) выступают сначала репка, потом дед. В предложении-буфере обмена происходит как бы передача эстафеты от репки (зачеркнутый шрифт слово ещё есть, но передаёт главенство новому слову) к дедке. Эти слова позволяют воспринимать текст, как нечто целое. Сказка для самых маленьких, поэтому нет должного окраса за счёт синонимов, которые тоже являются одной из ранее рассмотренных тем «Русского родного языка». Давайте попробуем преобразовать данный текст, как это делалось в теме учебника, а именно, подберём синонимы словам, чтобы текст окрасился новыми красками.

«Посадил дед репку. Выросла она большая пребольшая. Пошел дед её рвать, тянет, потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: вот бабка за мужа, а супруг за репку...»

Как видим, текст зазвучал несколько иначе. Трудность данного куска в том, что синонимы к слову репка, кроме как «местоимений» и «овощ» на ум не приходят. Зато на слове дед можно немножко отыграться, здесь ограничения лишь в вашей фантазии. Если в начале сказки персонажам дать имена, то добавятся ещё ряды синонимов. Надеюсь, уловили смысл. Давайте попробуем просто составить кусочек текста. Исходными данными будет следующее.

Задали вашему ребёнку писать сочинение. Ни вы, ни он это дело не любите. А написать надо. Рассматриваем примитивное сочинение для младших классов. Например, «Как я провёл лето». Самый простой вариант – написать, что происходило летом несколькими предложениями, увязав их общими словами. Пример текста собранного ребёнком после «допроса» взрослыми.

Поехал на каникулы в деревню.

Катался с дядей Вовой на тракторе.

Ущипнул за ногу Кузя.

Кто такой Кузя? Колаж автора.
Кто такой Кузя? Колаж автора.

Вова поймал большую рыбу.

Родители забрали домой.

Это то, что случилось в деревне со слов воображаемого ребёнка на каникулах. Понятно самому ребёнку и свидетелям произошедших событий, но непонятно читателям.

Итак, объединяем в текст.

«Я поехал на каникулы в деревню к бабе с дедом. Рядом с бабушкой живёт дядя Вова тракторист. Он покатал меня на тракторе по улице.

(Разрыв - нет связывающих слов между предложениями, новый абзац.)

У бабушки есть гуси. Самого большого и вредного зовут Кузя. Кузя ущипнул меня за ногу (предложение буфер обмена). Я очень сильно плакал. К нам пришёл дядя Вова и принёс большую рыбу, которую поймал. Я никогда такую рыбу не видел. Лето прошло быстро, и меня забрали домой в город».

Конечно помимо связывающих слов в подобном сочинении, даются кратенькие пояснения: кто такой дядя Вова; кто такой Кузя. Вот так с подшлифованного "допроса" ребёнка получаем вполне читаемое сочинение. Буду надеяться, что эта статья, поможет тем, у кого трудности с написания текста.

Колаж автора
Колаж автора

Наверное, если бы я усвоил подобную тему будучи школьником, писать мне было бы ещё легче. А так учусь вместе с сыном. До новых встреч!