Испанский фотоконкурс Memorial María Luisa (Международный конкурс фотографий гор и природы "Мемориал Марии Луизы" он же MML) я люблю и слежу за ним не один год.
Вообще крупные локальные конкурсы позволяют открыть для себя новых авторов или увидеть зарождающиеся тенденции в природной фотографии. Там это можно сделать на год другой раньше, чем вы увидите все тоже на уровне статусных WPY и GDT. А возможно, что и вовсе что-то новое и интересное пройдет мимо вас, так как пробиться в лучшие из лучших в мире сегодня почти нереально. Слишком велика конкуренция. По этому я всем рекомендую смотреть Испанские, Венгерские, Голландские, Итальянские и т.д конкурсы, которые часто бывают родом из небольших городков. (А вы знаете Российский международный фотоконкурс из провинции?)
Вернёмся к MML. Несколько дней назад были подведены итоги конкурса этого года, уже 31-ого по счету. Сразу скажу, что этом году я во многом был разочарован. Нет, сам фотографии победителей высокого качества и могут порадовать зрителя. Но, к сожалению, я не увидел в этот раз той новизны, о которой говорил выше. Половина фотографий и вовсе уже были лауреатами других конкурсов. Возможно эти снимки и лучше других, присланных на конкурс. Но вместо самостоятельного проекта со своим лицом, мы увидели на выставке вторичность.
Это прямой упрек и организаторам и жюри. Много новых фотографий мы можем увидеть только в специализированных номинациях про альпинизм и экстремальный туризм. То есть там, где MML и так не пересекается с другими природными конкурсами.
Возможно это в какой-то мере следствие пандемии и ограничений на поездки. В любом случае не хотелось бы увидеть продолжение этой тенденции. И для этого, видимо, нужны определенные шаги от организаторов. Ведь топ-снимки из «до-ковидной» эпохи ещё какое-то время (дай бог не большое) будут доминировать в своей массе над тем, что можно снять сейчас.
Снимая рядом с домом, не всегда удается увидеть великую миграцию и ход сардин. Если же у кого-то есть иллюзии на этот счёт, то приведу пример подводной съёмки в нашей стране. У нас много морей и рек. Но за все 60 лет проведения WPY там в лауреатах была всего одна подводная фотография сделанная в России. И если по нашей национальной привычке попробовать спрятаться в панцирь (то есть игнорировать фотографии за пределами страны) то скоро мы потеряем не только множество хороших фотографии, но и навык их делать. А вернуть этот навык на действительно высокий уровень ой как не просто.
Самых неприятный итог всего этого, в том, что глобализация в фотографии, при поддержке ограничений на путешествия, и в случае бездействия организаторов приведут к полному обезличиванию конкурсов средней руки. Если идти дальше, то мы все будем видеть меньше новых образов природы за границами каки-то основных тем и трендов. Смотря на это фотографы будут считать, что так и надо. А зрители решат, что дикая природа это только киты, леопарды (дальневосточные и морские), манулы и еще несколько "выгодных" тем. Что-то похожее происходит и в целом с охраной природы.
В общем сейчас самое время попробовать применить фантазию, изобретательность и так далее, чтобы получилось в результате много разных, интересных и самое важное не похожих друг на друга природных фотоконкурсов. В конечно итоге в выигрыше могут остаться все: Зрители, которые увидят и узнают много нового. Организаторы, которые привлекут к себе больше внимания. А если повезет, то и сами дикие животные, на проблемы которых кто-то обратит внимание.
А чтобы не ждать милости от организаторов и кого-то еще можно попробовать уже сегодня делать новые фотографии. Не повторять то, что уже было снято. Не пытаться ехать в те места, где уже все были. Попробовать рассказать свою историю. И чем больше фотографов так сделают, тем больше у нас у всех шансов на хороший итог.
С вами как всегда был Андрей Нарчук и Дикий Журнал)