Найти тему
ВНЕреальность

Топ-7 известных и не очень книг о виртуальной и дополненной реальности

Оглавление

Тема виртуальной реальности – популярный источник вдохновения не только для фильмов и компьютерных игр, но и для литературных произведений. Несколько их примеров мы и хотим представить вам в подборке от квест-зоны «Внереальность» – от относительно новых книг, экранизированных на больших экранах, так и до классики.

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Все уже успели посмотреть одноименный фильм? Думаем, что да. Если что, то мы рекомендовали его в первой части нашего топа лучших фильмов про виртуальную реальность и всего того, что с ней связано. Ну а теперь время познакомиться и с книгой.

Она легко читается – любому читателю, кто более-менее в теме поп-культуры 80-х годов, будет интересно пробираться сквозь увлекательный лабиринт из отсылок к книгам, фильмам, мультикам и играм. Советуем – получите массу удовольствия!

Алексей Савченко, Берт Дженнингс — «Киберсайд»

Если в «Первому игроку приготовиться» люди из реального мира просто очень много сидят в мире виртуальном, то в романе «Киберсайд» они навсегда перешли в этот мир.

-2

Вся жизнь теперь идет там, а люди обладают аномалиями – у кого-то есть суперспособности, а у кого-то наоборот, изъяны, осложняющие жизнь в новой реальности. Это действительно интересный роман с массой отсылок к современной популярной культуре.

Орсон Скотт Кард — «Игра Эндера»

Вторая в этом списке книга, которую прославил одноименный фильм, снятый по ее сюжету. И она тоже об играх! Главный герой, юный Эндер, учится в Боевой Школе, где постигает искусство войны, чтобы в будущем стать великим полководцем.

-3

Постигает он его, естественно, через виртуальную реальность, ставшую таким же обыденным явлением в мире, как оплата на кассе изображением отсканированной банковской карты через экран смартфона.

Филипп Дик. «Убик»

Вообще, всем, кто интересуется даже не столько VR-технологиями, а феноменом виртуальной реальности, стоит прочесть все книги Дика – настоящего мастера «научно-психоделической» фантастики на тему «мир не тот, каким он нам кажется». Потому что виртуальная реальность – это не только VR-очки на глазах, а искусственный мир. И его «компьютерность» – средство для его создания.

-4

Так вот, в «Убике» искусственный мир начинает создаваться силами людей, имеющих паранормальные способности невиданной силы. Начинает идти вспять время. Меняются окружающие нас предметы. И разобраться с тем, что происходит, нужно как можно скорее, дав ответ на вопрос «Если иллюзия так похожа на реальность, как отличить, где иллюзия, а где реальность?». Это, если что, слоган этого романа…

Станислав Лем – «Футурологический конгресс»

Одна из знаковых работ классика научной фантастики, по завернутости сюжета не уступающая «Убику» Филиппа Дика и фильму El Incidente Исаака Эзбана. Главный герой приезжает в латиноамериканскую страну на некий «футурологический конгресс».

-5

Вскоре в стране начинается переворот, участники конгресса укрываются в подвале, из которого, как им кажется, их вот-вот спасут. Наконец, спасают, но лучше бы этого не делали, потому что мир будущего, в котором из-за череды несчастных событий оказывается герой, очень сильно напоминает антиутопию в духе фильмов «Они живут, пока мы спим», «Виртуальный кошмар» и «Суррогаты». И, да, эта антиутопия с сюрпризом. С каким? Без спойлеров!

Александр Тюрин. Александр Щеголев. «Клетка для буйных/Программируемый мальчик»

Книга из серии «Забытые шедевры подростковой литературы». Написанная с 1988 по 1990 годы, на стадии зарождения «российского общества потребления», эта дилогия про попавшего под «власть вещей» школьника остается актуальной и по сей день. Актуальной – если, конечно, при прочтении абстрагироваться от анахронизмов в виде кассет и видеомагнитофонов в оригинальном издании и «дисков» и «Геймбоев» в издании переработанном.

-6

Главный герой обеих книг – старшеклассник Саша Токарев, который души не чает в телевизоре, музыкальном центре, «видеосистеме» и прочих статусных артефактах ушедших ныне эпох. Он так их любит, что внезапно открывает в себе новые скиллы в виде…превращения в электронику. Например, ради забавы превращается в магнитофон и дает себя забрать другу на его квартиру, откуда, превратившись обратно, уходит домой, довольный убойным пранком. Однако он не знает, что этим сильно вредит столь обожаемой им технике, а также все больше подпадает под ее влияние…

Но на относительно благополучном разрешении ситуации, в которую попал Саша, дело не заканчивается. Во второй книге с горем пополам выпутавшийся из клубка проблем Саша, сталкивается с куда более могущественным «электронным противником» – компьютером, который, как ему однажды показалось, «ковыряется у него в мозгах». Пусть и через посредника в виде человека. Напомним, оригинал писался тогда, как наличие ПК в доме даровало его хозяину статус небожителя, поэтому сейчас это читается несколько наивно. Однако такой термин, как «компьютерная зависимость» никуда не делся. И что самое страшное – никуда деваться и не думает…

Рэй Брэдбери. «Марсианские хроники. Третья экспедиция»

Если кто забыл, то знаменитый роман Брэдбери состоит из множества новелл. В «Экспедиции» рассказывается о том, что на Марс отправлена третья по счету команда (первые две погибли), столкнувшаяся там с очень странной, но при этом до боли знакомой обстановкой в виде «городка детства», да притом еще и населенного – мамами и папами, дедушками и бабушками, друзьями, а кто-то встретил и первую любовь…

Но этот город детства – целиком виртуальный. Это дело рук так называемого «мыслящего поля». Остается только выяснить, с какими намерениями оно встретило космонавтов столь оригинальным образом…

-7

…Это далеко не все книги, в которых так или иначе затрагивается тема виртуальных миров и прочих воображаемых реальностей во всех смыслах этого слова. Одна из следующих публикаций на нашем канале обязательно будет снова посвящена книгам на эту тему. Подписывайтесь и следите за материалами!