275 подписчиков

15 лет дебютному альбому Burial. Вспоминаем, с чего начинал самый скрытный лондонский продюсер

227 прочитали
На этой неделе полтора десятка лет исполнится дебютному альбому британского продюсера Burial.

На этой неделе полтора десятка лет исполнится дебютному альбому британского продюсера Burial. С тех пор он выпустил не очень много записей — один полноформатный альбом, сборник из синглов и несколько совместных треков. Его пытались разоблачить, а звучание — скопировать, но он так и остался самобытным артистом.

В честь пятнадцатилетия первого альбома вспомнили, с чего началась всеобщая любовь к Burial.

Как появился главный лейбл для Burial — Hyperdub

В начале 2000-х Стив Гудман, он же Kode9, создал онлайн-журнал Hyperdub. Там он рассказывал об электронной музыке, дабе и новых жанрах — дабстепе, тустепе и грайме. На Hyperdub выходили интервью со многими популярными на тот момент андеграундными продюсерами — в том числе Zed Bias и LB.

Hyperdub существовал в качестве журнала до тех пор, пока Гудман не поговорил с Кевином Мартином, который записывался под псевдонимом The Bug. Мартин был разносторонним и влиятельным музыкантом. Он играл с саксофонистом Джоном Зорном в джазкор-группе God, участвовал в сайд-проектах с Бликсой Баргельдом из Einstürzende Neubauten, записывался с участниками экспериментального хип-хоп-коллектива Dälek.

Мартину очень понравился трек Гудмана «Sign of the Dub» и тот посоветовал выпустить его. Гудман искренне не понимал, зачем ему издавать именно этот трек. Он был странный — без ударной партии, вязко пульсирующий, непонятно звучащий для неподготовленного слушателя. С трудом считывалось, что это на самом деле кавер на песню Принса «Sign of the Times».

Мартин все-таки настоял на своем — связал Гудмана с дистрибьютором, помог основать свой лейбл и выпустить трек.

На Hyperdub Гудман сначала издавал только свои треки и напарника Spaceape. Позже он выпустил несколько пластинок The Bug, который тоже решил попробовать в себя в дабстепе. Тогда у Hyperdub не было общей концепции для лейбла — Гудман издавал то, что ему нравилось, объединив дабстеп, грайм, фанки, хип-хоп и хаус. Пока не выпустил Burial.

Откуда он появился

Burial долгое время оставался инкогнито — никто даже не знал, как он выглядит. Музыкальные гики предполагали, что Burial — это очередной псевдоним Aphex Twin’а или сайд-проект Rhythm & Sound. Версий было предостаточно.

Burial активно следил за музыкантами, про которых Гудман писал на Hyperdub, и поэтому присылал ему свои записи. На протяжении шести лет — с 2000 года — он собирал первый полноформатный релиз.

Никто и представить не мог, что Burial добьется колоссального для непопулярной музыки успеха. Гудман сомневался, что Burial сможет продать хотя бы 500 экземпляров. На Hyperdub выпускались только синглы — лейбл никогда не целился в массовую аудиторию. Burial стал исключением из правил.

Первый альбом артиста разошелся тиражом в 30-40 тысяч CD-дисков и 5-10 тысяч виниловых пластинок. Журнал The Wire назвал его пластинкой года, Mixmag и Guardian тоже внесли альбом в свои топы. Для небольшого лейбла это было невероятно — можно было выпускать релизы менее успешных артистов и не зацикливаться на бизнесе. Таким образом Burial спас Hyperdub.

За что мы полюбили его

На фоне остальных музыкантов Burial отличался двумя вещами: целостностью и эмоциональностью. На первом альбоме Burial собрал лучшее из того, что он когда-то присылал Гудману. Однако пластинка ощущается абсолютно бесшовно и не напоминает сборник. Она похожа на арт-хаусный фильм — случайные истории, разворачивающиеся на улицах южного Лондона, зашиты в мрачные треки.

В музыке Burial постоянно что-то происходит. Он как будто общается со слушателем — в треках кто-то перешептывается, бит пульсирует и стучит, глубокий бас то оживает, то пропадает, местами льет дождь, в коридорном эхо звенят гильзы. Кинематографический эффект усиливается благодаря эффекту пленки — треки потрескивают и немного хрустят, прямо как отцовский винил.

Слушая треки Burial, можно отчетливо представить их цвета — тусклые, существующие в продрогшем свете ночных фонарей. Можно представить погоду — холодную, дождливую, неуютную. По настроению Burial гораздо ближе к трип-хопу — Massive Attack и Tricky. Его заслуга в том, что он сумел взять это настроение, скомпоновать с тустепом в стиле Horsepower Productions и выдать альбом, к которому хочется возвращаться.

Сэмплы Burial искал как подобает — в самых неочевидных источниках. Для дебютного релиза под руку попали индийский музыкант Бхаскар Чандаваркар, саундтрек Ханса Циммера к фильму «Черный ястреб», Брайан Ино, R&B-певица Ашанти и диалоги из фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм». В будущем Burial еще больше будет экспериментировать с R&B и начнет сэмплировать любимые видеоигры — Metal Gear Solid, Dark Souls и The Legend of Zelda.

Что с Burial сейчас

Когда вышел дебютный релиз Burial, дабстеп был в самом расцвете сил — благодаря Skream, тому же Kode9 и 18-летнему хорвату Dubway, который основал важнейший для дабстепа сайт — Dubstep Forum. На BBC Radio 1 даже была отдельная передача, посвященная дабстепу. А на Planet Mu двумя месяцами ранее вышел прорывной трек «Qawwali», вдохнувший жизнь в бристольскую дабстеп-сцену.

Но пик интереса к Burial пришел позже, в конце 2000-х — начале 2010-х годов. Крупные издания подводили итоги десятилетия и стопроцентно зачисляли туда второй релиз, «Untrue». Burial не торопился с продолжением, периодически выпуская одиночные пластинки.

После того, как «Untrue» получил премию Mercury Prize в 2008 году, на Burial объявили охоту журналисты из таблоида The Sun — они твердо хотели разоблачить музыканта. Автор колонки Гордон Смарт признавался: «Поймать этого парня невозможно даже с помощью Шерлока Холмса, Пуаро и Коломбо!» Остроумные пользователи Dubway Forum увели Смарта по ложному следу, подкинув идею, что Burial — это на самом деле Fatboy Slim. Тот охотно повелся — зацепок было мало, для статьи нужно было выудить хотя бы что-то, чем выставил себя на смех перед знатоками.

По словам основателя Hyperdub Стива Гудмана, это была довольно мерзкая ситуация. Редакция The Sun настолько осточертела ему, что он сжег пачку газет и написал по мотивам произошедшего трек «Black Sun». После этой статьи, Burial все-таки открыл свою страничку на MySpace с опубликованной фотографией.

Та фотография с MySpace — один из трех снимков, которые опубликовал Burial за свою карьеру. Он остался в тени — понимая, что публика захочет услышать третий альбом, Burial решил просто не выпускать его. Взамен он периодически выстреливает мини-альбомами, синглами и совместными пластинками, которые ничуть не хуже его полноформатных работ. А вот шума вокруг них гораздо меньше.

Личность артиста теперь тоже раскрыта — за Burial не стоит никакой загадки, это просто человек, который хочет делать музыку, не желает выступать в клубах и принадлежать к какой-либо тусовке. Однако ценности он все еще не потерял — несмотря на то, что у Burial множество последователей, его звук так никто и не смог идеально скопировать, даже спустя 15 лет.

Слушаем дебютный альбом Burial с помощью плеера ниже:

А еще почитайте другие наши статьи:

Daft Punk — «Homework». Как французский дуэт изменил электронную музыку

Как Radiohead зарабатывали на бесплатных альбомах и что из этого вышло

Pet Shop Boys — «West End Girls». Как родился хит, где есть строчка про вагон Ленина

И подписывайтесь на наш Инстаграм, чтобы быть в курсе новых интересных материалов.

Антон Боровой

Музыкальный редактор music.cubicmedia.ru