85 подписчиков

Легенды и были Казенного сада и его окрестностей- Памятник Штефану чел Маре в Кишиневе (часть первая).

1,2K прочитали

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.

Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.

Для начала немного истории.

Изображение Штефана чел Маре в Хуморском монастыре
Изображение Штефана чел Маре в Хуморском монастыре

Сте́фан III Вели́кий ( Ште́фан Вели́кий и Свято́й; Стефан чел Маре ши Сфынт, Ștefan cel Mare și Sfânt; Стефанъ воевѡда, 1429 -1504 ) — господарь - один из самых видных правителей Молдавского княжества.

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего этого срока боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам — Османской империи,Польше, Венгрии. Благодаря талантам Стефана Великого как полководца, дипломата и политика, Молдавское княжество смогло не только сохранять независимость, но и стало значительной политической силой в Восточной Европе.

(из Википедии.)

15 декабря 1917 года Бессарабия становится Молдавской Демократической Республикой

Гербовый флаг МДР — в соответствии с цветами герба. Предложен П. Горе. - лидера Молдавской национальной партии.
Гербовый флаг МДР — в соответствии с цветами герба. Предложен П. Горе. - лидера Молдавской национальной партии.
История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-4

А 27 марта 1918 года Сфатул Цэрий (Совет Края)

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-5

Молдавской Демократической Республики

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-6

проголосовал за объединение Бессарабии с Румынией.

На акте "Унири" присутствует изображение Штефана чел Маре.
На акте "Унири" присутствует изображение Штефана чел Маре.

25—26 ноября 1918 года было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии. Через год, 29 декабря 1919 г. румынский парламент принял закон о присоединении Трансильвании, Буковины и Бессарабии к Румынии. А еще через год 28 октября 1920 года в Париже был заключен Бессарабский (Парижский) протокол. Его подписали: Румыния, Великобритания, Франция, Италия и Япония.

Делегация Бессарабии на Парижской конференции во главе с Ионом Пеливаном (1919-1920). Фото: Центральная университетская библиотека, Яссы
Делегация Бессарабии на Парижской конференции во главе с Ионом Пеливаном (1919-1920). Фото: Центральная университетская библиотека, Яссы

Протокол признавал присоединение Бессарабии к Румынии законным. РСФСР и УССР к обсуждению и подписанию приглашены не были, а плебисцит не проводился. Франция и Великобритания ратифицировали документ в 1924 году, Италия — в 1927. Япония протокол не ратифицировала, в результате он так в силу и не вступил.

А теперь начинается история Кишиневского памятника Штефану чел Маре

Алекса́ндр Миха́йлович Плэмэдя́лэ (рум. Alexandru Plămădeală; 9 [21] октября 1888, Боюканы, Кишинёвский уезд, Бессарабская губерния — 15 апреля 1940, Кишинёв) — бессарабский скульптор и педагог.
Алекса́ндр Миха́йлович Плэмэдя́лэ (рум. Alexandru Plămădeală; 9 [21] октября 1888, Боюканы, Кишинёвский уезд, Бессарабская губерния — 15 апреля 1940, Кишинёв) — бессарабский скульптор и педагог.

К 10-летию присоединения было решено поставить памятник унире. И первый комитет по увековечиванию этого события был создан 27 марта 1919 года.В 1924-1925 годах было проведено три конкурса .

Эскиз памятника "Унире" был такжеи разработан и Александром Плэмэдяле. Но это чуть позже - к двадцатилетию. Там была конная статуя Фердинанда ! ,Все это можно было увидеть на обложке журнала Viaţa Basarabiei. Памятник должен был находится на углу нынешних улиц Пушкина и бульвара Штефана чел Маре в Соборном парке.

Но это отдельная история.

Модель1/10 памятника " Unirea" работы Александра Плэмэдялэ. Модель была напечатана на обложке журнала Viaţa Basarabiei.N10 за 1938год.
Модель1/10 памятника " Unirea" работы Александра Плэмэдялэ. Модель была напечатана на обложке журнала Viaţa Basarabiei.N10 за 1938год.

Но в итоге комиссия во главе с Пантелеймоном Халиппа

Молдавский и румынский политический и общественный деятель, журналист, историк-краевед, ведущий идеолог объединения Бессарабии с Румынией.
Молдавский и румынский политический и общественный деятель, журналист, историк-краевед, ведущий идеолог объединения Бессарабии с Румынией.

решила, что Бессарабии нужен символ. И символом стал великий господарь Стефан Великий- Штефан чел Маре. Один памятник уже в Румынии был. В Яссах в 1883 году у главного входа в административный дворец,

Бывший княжеский Дворец Молдавии построен в неоклассическом стиле (позже переименован в административный Дворец). Построенн при господаре Александре Мурузи (1804—1806, архитектор Йохан Фрейвальд), перестроенн господарем Михаилом Стурдзой (1841—1843, архитектор Николае Сингуров), и разобранн в 1904—1906 годах. От последнего здания Дворец культуры унаследовал легенду о том, что в нём 365 комнат — столько же, сколько и дней в году.
Бывший княжеский Дворец Молдавии построен в неоклассическом стиле (позже переименован в административный Дворец). Построенн при господаре Александре Мурузи (1804—1806, архитектор Йохан Фрейвальд), перестроенн господарем Михаилом Стурдзой (1841—1843, архитектор Николае Сингуров), и разобранн в 1904—1906 годах. От последнего здания Дворец культуры унаследовал легенду о том, что в нём 365 комнат — столько же, сколько и дней в году.

установили конную статую Стефана Великого, восседающего на коне, (высоту 4,5 метра, бронза). Голову Стефана Великого украшает корона западного образца. В руке монарший жезл. Пьедестал статуи выполнен из розового каррарского мрамора. По бокам пьедестала установлены две трофейные бронзовые пушки и два бронзовых барельефа, представляющих сражение у Козминского леса 1497 года (слева) и Васлуйскую битву 1475 года (справа). Первоначально статуя была окружена металлическим забором, который впоследствии после расширения площади был удален.

Памятник создан французским скульптором Эмманюэлем Фремье.
Памятник создан французским скульптором Эмманюэлем Фремье.

Существует легенда, что у этого скульптора заказали в одно и то же время два памятника - один, молдавского господаря, второй - польского короля. И их перепутали при доставке.Эта легенда возникла из-за того, что господарь с бородой

Согласно публикации в «Коммунальном мониторе» , идея создания памятника принадлежала командиру III армейского корпуса в Кишиневе генералу Василе Рудяну,

Командир 2-й стрелковой дивизии и 3-го армейского корпуса из Галаца и Кишинева (1922-1926 гг.)
Командир 2-й стрелковой дивизии и 3-го армейского корпуса из Галаца и Кишинева (1922-1926 гг.)

Именно он обратился к директору Школы изящных искусств в Кишиневе скульптору Александру Плэмэдялэ с предложением изваять памятник Штефану чел Маре в 1923 году. Но есть и другая версия. Версия молдавских историков, что идея памятника принадлежала примару Кишинева Герману Пынтя, который до конца своей жизни ( а умер он выпив чашку кофе в 1968 году) оставался молдавским националистом.

Ге́рман Васи́льевич Пы́нтя (. Gherman Pântea/Pîntea, 1894 - 1968) — офицер Русской императорской армии. В 1917—1918 годах входил в "Сфатул Цэрий", занимал должность военного министра МДР. Неоднократно занимал должность примара Кишинёва: в 1923, потом в 1927—1928, и 1932 годах.
Ге́рман Васи́льевич Пы́нтя (. Gherman Pântea/Pîntea, 1894 - 1968) — офицер Русской императорской армии. В 1917—1918 годах входил в "Сфатул Цэрий", занимал должность военного министра МДР. Неоднократно занимал должность примара Кишинёва: в 1923, потом в 1927—1928, и 1932 годах.

А генерал Василий Рудяну обеспечил согласие румынского правительства на изготовление и установку памятника в Кишиневе, а также добился выделения турецких пушек для переплавки.

Примар Кишинева Герман Пынтя попросил главу Технической службы примэрии архитектора Е. А. Бернардацци, бесплатно вместе со своими коллегами провести необходимые технические расчеты. .Летом 1924 года был сформирован «Комитет по возведению скульптуры господаря в Кишиневе», которым руководил кишинёвский митрополит Гурие Гросу. И он упросил Пламадялэсогласиться начать работу без аванса, обещая потребовать деньги от кишиневской примэрии и министерства искусств для памятника только после того, как будет готов макет. Пламадялэ согласился сделать макет бесплатно, но сказал, что все же понадобится небольшая сумма для поездки по историческим местам с целью изучения материалов о Штефане Великом. Это условие было принято.
Примэрия предоставляла рабочую силу и транспорт.

кишинёвский митрополит Гурие Гросу
кишинёвский митрополит Гурие Гросу

Скульптор с готовностью взялся за работу и уже спустя некоторое время стал предлагать варианты скульптуры в виде макетов.

Вариант N 1
Вариант N 1
Вариант   N 2
Вариант N 2

В мастерской Пламадялэ несколько лет стоял эскизный портрет молдавского господаря Штефана Великого во весь рост. На первом варианте господарь в доспехах опирался двумя руками на меч. Второй вариант представлял собой господаря, держащего в опущенной правой руке меч, а в поднятой левой – хоругвь и крест.

Этот вариант был отлит в гипсе, и его два раза подымали, на высоту постамента, сделанного из дерева на строительной площадке, чтобы комитет мог судить о том, как будет выглядеть памятник с крестом и хоругвью. Комитет признал свою неправоту и разрешил скульптору продолжать поиски нового решения.

Александр Плэмэдялэ  за работой над вторым макетом.
Александр Плэмэдялэ за работой над вторым макетом.
Работа над вторым макетом
Работа над вторым макетом

Работал скульптор над макетом в помещении школы на нынешней улице Тигина. Здание бывшей школы сохранилось, сейчас в нём располагается Комиссариат Полиции (ул. Тигина, 6).

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-21

К А. М. Пламадялэ были прикомандированы два солдата румынской армии — Попа и Сидорушкин, которым поручили помогать ему в переноске глины, прикреплении крестовин и т. д.

В поисках портрета Штефана он объездил множество монастырей, пока в одном из них - Хуморском,

Один из самых известных молдавских средневековых церковных комплексов - женский монастырь Хумор, построенный канцлером молдавского княжества Тоадером Бубуйогом в 1530 году.
Один из самых известных молдавских средневековых церковных комплексов - женский монастырь Хумор, построенный канцлером молдавского княжества Тоадером Бубуйогом в 1530 году.

не обнаружил миниатюру, датированную 1475 годом: ее ценность была в том, что художник писал Штефана с натуры.

Штефан чел Маре. Прижизненныйпортрет.
Штефан чел Маре. Прижизненныйпортрет.

Это изображение Плэмэдялэ и взял за основу для работы над портретом. А основную идею изображения самого памятника Плэмэдялэ почерпнул в традиционном русском иконографическом изображении князей (за основу была взята икона "Борис и Глеб", которая хранится сейчас в Киеве)

икона "Борис и Глеб"
икона "Борис и Глеб"

, только руку господаря с крестом Плэмэдялэ поднял выше. Это было сделано не случайно: Штефана чел Маре знали как представителя восточной православной веры.

Окончательный макет памятника Штефану чел Маре.
Окончательный макет памятника Штефану чел Маре.

В итоге в 1924 году был принят третий вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию — Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.

Вначале хотели установить памятник вместо памятника Александру Первому перед метрополией. Но не достигли согласия с церковью, так как земля под постаментом была собственность церкви. Но там он, все таки, будет установлен в 1942 году. И трио – скульптор Александру Пламэдялэ, архитектор Евгений Бернардацци ( сын Алпксандра Бернардации и инженер Георгий Левицкий ходили по городу и искали место под памятник. И такое место было найдено. Решено было отрезать северо-восточный угол парка на пересечении двух важных улиц пересечение ул Александру чел Бун (нынешнего проспекта Штефан чел Маре) и улицы Митрополит Бэнулеску-Бодони.

Перед скульптором встал вопрос, где отливать достаточно большой памятник. Возможности организовать это на месте, в кишинёвских литейных, не было. Стало ясно, что такие работы качественно можно будет произвести только в Бухаресте.

Была выбрана литейная мастерская Рышкану. Металл предоставило румынское правительство, по инициативе генерала Василия Рудяну. Символично, что в качестве материала для памятника были использовано шесть трофейных бронзовых турецких пушек, захваченные в русско-турецкую войну 1877-1878 годов, когда Румыния выступила на стороне России. Статуя отливалась по частям. А сам памятник был собран уже в 1925 году из трёх фрагментов. Высота памятника 5,2 метра.

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-26

Штефан чел Маре изображен в короне и богатом одеянии молдавского господаря. Лицо у Штефана грозное и печальное. Он предвидит грозу для родной земли. Он как бы движется медленным, торжественным шагом навстречу врагу, высоко подняв крест и сжимая правой рукой богатырский меч.

В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Установка постамента и других частей памятника происходило при участии архитектора Евгения Бернардацци, скульптора Александра Плэмэдялэ и инженера Георгия Левицкого. Последний был уполномочен Примэрией города Кишинёва следить за всем ходом работы от начальной фазы (добыча камня из косэуцкого карьера, Сороки) до организации площади вокруг памятника. Постамент был спроектирован архитектором Евгением Бернардацци и построен из камня, привезенного из карьера Косэуць, Сорокского уезда. Добычей блоков занимался каменщик Ион М. Чиндилэ из этой коммуны. Мастер взял на себя изготовление еще 14 декоративных ваз и двух каменных колонн, которые должны были составить архитектурный комплекс. Работы по изготовлению блоков длились 5 месяцев, апрель - сентябрь 1925 г. До станции Флорешть блоки транспортировались на телегах с железными колесами и тормозной системой, запряженной волами. Оттуда за счет государства они были загружены в вагоны и доставлены в Кишинев. Большие блоки в декабре 1925 года уже были в Кишинёве, где их обработали и уложили в том же месяце. Таким образом, работы начались в апреле 1925 года и всё было закончено (за исключением статуи, орнаментов и надписей) 27 декабря 1925.

"Работы по постаменту еще не были закончены. Материал для него — песчаник — был взят из Косоуцких карьеров. Добычу и обработку камня вел инженер Г. А. Левицкий, командированный в Косоуцы. Из этого же материала были высечены скамьи, а также плиты, которыми впоследствии была выложена площадка.
Выполняли эту работу косоуцкие умельцы — Максим Андриевский, их старейшина, двоюродные братья Шендилэ и Прокопий Загаевский. Окончательная обработка монолитов была произведена в Кишиневе, и постамент был смонтирован.
Установку монолитов вел инженер Г. А. Левицкий, а оформление площадки — архитектор Е. А. Бернардацци. Они не ладили между собой, но ссорились очень вежливо, что всегда забавляло Александра Михайловича."

Из воспоминаний Ольги Плэмэдялэ.

Установка постамента декабрь 1925 года.
Установка постамента декабрь 1925 года.
Установка постамента декабрь 1925 года.
Установка постамента декабрь 1925 года.

Установка памятника.
Установка памятника.

Потом, в 1926 и 1927 годах проводились работы по организации площади вокруг будущего памятника. Работа шла очень медленно.

На памятнике высечены следующие надписи: ШТЕФАНВЕЛИКИЙ И СВЯТОЙ 1457 - 1504

С фасадной стороны: Властитель земель от горного хребта до Днестра и моря

Справа: Созидатель монастырей, Исполнитель справедливости, Его образ в его наследии.

Слева: ПОБЕДИТЕЛЬ НАРОДОВ: У Липника,У Байи, У Васлуя,В Белой Долине, У Кыт ла Буга, У Скейи,В Красном Бору, За страну, народ и веру.

Сзади сверху: Защитники Бессарабии: Днестр, Килия, Четатя Албэ.

Сзади внизу:. Этот памятник был воздвигнут для увековечения родовой славы усилиями господина Василе Рудяну и с помощью сынов Бессарабии. Выполнен скульптором А.М.Плэмэдялэ и архитектором А.О.Бернардацци в 1925 году.

На оригинальном постаменте был герб средневековой Молдовы – тур со звездой между рогами. Звезда была пятиконечная.

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-30

Из воспоминаний инженера Георгия Левицкого

«Строительство памятника Штефану Великому в Кишинёве началось в апреле 1925 года. Интенсивная работа продолжалась до сентября 1925 года, то есть 5 месяцев, в течение которых было добыто 80 % необходимого камня. Большие блоки с трудом доставлялись до вокзала в Флорештах, и в декабре 1925 года они уже были в Кишинёве, где их обработали и уложили в том же месяце. Таким образом, работы начались в апреле 1925 года и всё было закончено (за исключением статуи, орнаментов и надписей) 27 декабря 1925. Потом, в 1926 и 1927 годах проводились работы по организации площади вокруг будущего памятника. Работа шла очень медленно. Процесс продолжился 16 декабря 1928 года и через четыре с половиной месяца всё было готово. Памятник был открыт 28 апреля 1928 года. Всё это обошлось примерно в 4 000 000 леев, из которых: Постамент — 1 500 000 (примерно) Статуя (примерно) — 1 000 000 (бронза — бесплатно) Гонорары: Архитектор Бернардацци — 200 000 Скульптор Плэмэдялэ — 200 000 Инженер Левицкий — 247 000

Площадь (скамьи, тротуар, бордюры и прочее) — всё остальное.»

В 1928 году 1 доллар США был 16,75 лея, ( но он равнялся приблизительно
16 современным долларам). Сейчас 1 доллар США – 17,87 и получается, что скульптор Плэмэдялэ получил бы гонорар в 3 миллиона 200 тысяч современных молдавских леев.

Процесс продолжился и в декабре 1928 года, и через четыре с половиной месяца всё было готово. Официальное открытие памятника Стефану Великому состоялось 29 апреля 1928 года во время празднования 10-летия союза Бессарабии с Румынским королевством.

Открытие памятника 29 апреля 1928 года в присутствии А.С.П. Николае, Патриарха Румынии Мирона Кристя, г-на Буздугана, председателя Сов. министров в правительстве Винтилэ Брэтиану, примара Кишинёва Германа Пынтя и членов Комитета по установке памятника во главе с дивизионным генералом Р.Скэришоряну.
Открытие памятника 29 апреля 1928 года в присутствии А.С.П. Николае, Патриарха Румынии Мирона Кристя, г-на Буздугана, председателя Сов. министров в правительстве Винтилэ Брэтиану, примара Кишинёва Германа Пынтя и членов Комитета по установке памятника во главе с дивизионным генералом Р.Скэришоряну.

Памятник был официально открыт в присутствии высшего руководства Королевства Румынии, которым в это время являлся Регентский совет при малолетнем короле Михае.

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-32

и премьер-министра Винтилэ Брэтиану (Vintilă I. C. Brătianu)

Винтилэ Брэтиану (Vintilă I. C. Brătianu)
Винтилэ Брэтиану (Vintilă I. C. Brătianu)

На открытии выступали - глава Комитета по установке памятника дивизионный генерал Р. Скэришоряну., примар Кишинева Герман Пынтя и член Регентского совета Г.Буздуган. Их выступления были напечатаны в газете Adevărul", 1 Mai 1928, Bucureşti

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-34

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-35

На двух каменных плитах, закрепленных на столбах ворот у входа в Сквер, были вырезаны следующие надписи: «Этот памятник возник при правлении короля Фердинанда I и был открыт при правлении короля Михая I, MCMXXVIII. " «Настоящая статуя была открыта в присутствии старшего A.S.P. Николае, С. Мирон Кристя, Патриарх Румынии и Г. Буздуган, будучи председателем Совета министров Винтила И.С. Брэтиану, мэр Кишинева Герман Пынтя и члены комиссии по установке памятника во главе с президентом, генералом отдела Р. Скэришоряну, 29 апреля 1928 г. ».

Romulus Scărișoreanu
Romulus Scărișoreanu

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-37
Фотография из книги "Cutreerând Basarabia desrobită", написанной Ал. Ласкаров-Молдовану и изданной в 1943 году.
Фотография из книги "Cutreerând Basarabia desrobită", написанной Ал. Ласкаров-Молдовану и изданной в 1943 году.

Сама конфигурация площадки, где был установлен монумент, по замыслу скульптора символизировала Молдову. Парковые тропинки, сходящиеся здесь, как бы иллюстрировали идею Г. Уреке, согласно которой Молдова находится на пути всех бед; четыре клумбы, играющие роль декоративных медальонов, повторяли рисунок традиционного молдавского ковра - миниатюрная модель рая.

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-39

Памятник Штефану чел Маре был установлен на каменной платформе Косэуць размером 7,30 х 7,30 м, с тремя ступенями, ведущими к пьедесталу. Каменный постамент размером 1,85 х 1,85 м имел в качестве декоративного элемента витой пояс, а впереди герб Молдавии времен правления Стефана Великого.

На постаменте был изображен герб Молдовы, а листья аканта – из византийской культуры – иллюстрировали связь с византийской церковью. Акант - греко-римский знак триумфа и преодоления жизненных испытаний, символом которых и являются длинные мощные шипы этого растения. Стилизованное изображение листьев аканта связано с греческим мифом о том, что акант вырастает на могиле героя.

Памятник в 1928 году. Справа — Александр Плэмэдялэ и Евгений Бернардацци
Памятник в 1928 году. Справа — Александр Плэмэдялэ и Евгений Бернардацци

Интерес представляет и крест в руках господаря: он не патриарший. Такой крест не встретишь нигде в Молдове. Символ больше всего напоминает символ духовно-рыцарского ордена тамплиеров . Существует мнение, что скульптор имел отношение к масонам.

Темпларский крест
Темпларский крест

Достоверно это неизвестно. В исторических документах этих сведений нет. Масонские ложи изначально представляли собой гильдии каменщиков, скульпторов и архитекторов. Плэмэдялэ не случайно дал в руку православному господарю Молдавии темпларский крест, форма которого изменена: крест похож на ключ, еще один масонский символ.

Фрагмент открытки, отпечатанной в 1940 году (из коллекции Юрие Кожокару). Виден вход в парк с угла, где стоял памятник Штефану чел Маре. Над входом - своеобразная арка с фонарём.
Фрагмент открытки, отпечатанной в 1940 году (из коллекции Юрие Кожокару). Виден вход в парк с угла, где стоял памятник Штефану чел Маре. Над входом - своеобразная арка с фонарём.
Скульптор Александр Пламадялэ, Ольга Пламадялэ, и ..... (справа на лево). 1930-е...Фотография из https://apdance1.livejournal.com/
Скульптор Александр Пламадялэ, Ольга Пламадялэ, и ..... (справа на лево). 1930-е...Фотография из https://apdance1.livejournal.com/
История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-44

История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-45
История Кишинева глазами бессарабца русского происхождения Александра Стукалова.   Судьба памятника Штефану чел Маре в Кишинёве, также интересна, загадочна и драматична, как и судьба самого господаря.-46

Памятная монета из серии "Выдающиеся личности", в обращении с 12 июля 2013 г. Номинальная стоимость: 50 леев.Серебро
Памятная монета из серии "Выдающиеся личности", в обращении с 12 июля 2013 г. Номинальная стоимость: 50 леев.Серебро

Продолжение следует.

P.S. Почти все материалы и иллюстрации взяты из открытого доступа в интернете.

Особая благодарность всем, кто собирает историю и фотографии Кишинева, и в частности, порталам www.oldchisinau.com и "Locals.md". bloknot-moldova.md, группам в "Facebook",посвященным Кишиневу, участникам форума “Мой город Кишинёв”, Клубу любителей Истории Кишинева (КЛИК), лично Людмиле Сувориковой и Владимиру Тарнакину, Ольге Гарусовой ( членам КЛИКа), краеведу Александру Павлову, доктору исторических наук Виктору Степанюку, академику Аурелиану Данилэ, писателю Юрию Колеснику, литературно-художественному журналу "Русское поле" и ее редактору Олесе Рудягиной. экс- директору кинотеатра "Patria" Михаилу Чебан, актеру Юрию Андрющенко. музеографу Дома-музея А.С. Пушкина в Кишиневе Марине Подлесной ,директору русской библиотеки имени Михаила Ломоносова Маргарите Щелчковой, журналисту Владимиру Лупашко-Музыченко,историкам Марку Ткачуку и Серджиусу Чокану , Александру Кордуняну и многим другим.

https://www.youtube.com/channel/UC_uJWASFz7r_C-1JR2eVqng https:/https://stukalov.md/ https://www.facebook.com/ador.md

Не забываем про палец вверх, если статья понравилась, и подписаться, чтобы не пропустить новые публикации канала.

Да, еще. Просьба сообщить автору, если в тексте обнаружится опечатка. Пишите комментарии и ставьте лайки - они способствую развитию канала

а
а