2005, 1 мая:
В Санкт-Петербурге танкер «Волгодон-99» врезался во вторую опору Троицкого моста Невы. В результате аварии была оторвана металлическая обшивка кессона опоры №2, сделанная еще в 1903 году. Ущерб 2,572 млн. рублей.
20055, 1 мая:
В турецком порту Мармарис завершился международном морском фестивале, в котором принял участие отряд кораблей Черноморского флота в составе сторожевого корабля «Пытливый» и большого десантного корабля «Азов».
1999, 1 мая:
Введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 года №81-ФЗ).
1978, 1 мая:
Линия Мурманск - Дудинка стала круглогодичной.
1966, 1 мая:
На Северном флоте вступило в строй океанографическое исследовательское судно «Борис Давыдов» проекта 850
Названо в честь Бориса Владимировича Давыдова (1883-1925), гидрографа-геодезиста, исследователя морей северо-восточной Азии, в 1924 году возглавлявшего экспедицию, поднявшую советский флаг на острове Врангеля.
1954, 1 мая:
В городе Североморске открыт новый Дом офицеров флота.
1947, 1 мая:
В воздушном параде над Красной площадью прошли 100 первых советских реактивных истребителей (50 МиГ-9 и 50 Як-15).
1945, 1 мая:
Первомайский приказ Верховного Главнокомандующего № 20.
В первомайском приказе Верховного Главнокомандующего № 20 война 1941-1945 гг. впервые названа Великой Отечественной войной. До этого она называлась просто Отечественной.
Впервые городами-героями официально были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе № 20 Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года. Киев был назван городом-героем в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «Об учреждении медали «За оборону Киева»».
Положение о почётном звании «Город-Герой» было утверждено позже, 8 мая 1965 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР. В этот же день вышло семь указов, в соответствии с которыми Ленинграду и Киеву вручалась медаль «Золотая Звезда», Волгограду (бывшему Сталинграду), Севастополю и Одессе вручались медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина, а Москве и Брестской крепости впервые присваивалось звание «Город-Герой» и «Крепость-Герой» соответственно с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
18 июля 1980 года формулировка Положения была изменена: в нём стало говориться не о почётном звании, а о высшей степени отличия - звании «Город-Герой».
В этот день по приказу Верховного Главнокомандующего произведен салют в столицах союзных республик: Москве, Киеве, Минске, Баку, Тбилиси, Ереване, Ашхабаде, Ташкенте, Сталинабаде, Алма-Ате, Фрунзе, Петрозаводске, Кишиневе, Вильнюсе, Риге, Таллине, а также в городах-героях: Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе — двадцатью артиллерийскими залпами.
1944, 1 мая:
Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены медали «За оборону Кавказа» и «За оборону Москвы».
1943, 1 мая:
Геройски погиб капитан Дми́трий Семёнович Калинин (14 сентября 1910, село Новое, Дальнеконстантиновский район, Нижегородская область - 1 мая 1943, район села Варваровка, Анапский район, Краснодарский край), Герой Советского Союза (31.05.1944).
1943, 1 мая:
В Морском канале Ленинграда погибла подводная лодка Балтийского флота «Щ-323» (командир - капитан 2 ранга А.Г. Андронов).
1943, 1 мая:
Эскадренные миноносцы Черноморского флота провели набеговую операцию против коммуникаций противника в районе Ялта - мыс Чауда.
1942, 1 мая:
Теплоход «Циолковский» (Мурманское пароходство) следовал В Баренцевом море с грузом леса в Англию в конвое QP-11. Потоплен во время боя конвоя с фашистскими кораблями (немецкие эсминцы Z-24, Z-25, подводная лодка «U-589») в 100 милях к северу от Кольского залива (71°46' с. ш., 34°30' в. д.).
Часть команды, 13 человек, была спасена английским корветом. Погибло 33 человека, в числе погибших капитан В.Г. Левицкий.
1942, 1 мая:
Народный комиссар обороны СССР Иосиф Сталин подписал приказ № 130 о задачах Красной армии и советского народа в борьбе с фашистской Германией.
1942, 1 мая:
При следовании Восточно-Китайским морем пароход «Ангарстрой» (капитан Г.Р. Бондаренко) был торпедирован неизвестной подводной лодкой и затонул через 15 минут (в точке с координатами 31°55’ с.ш., 127°42’ в.д.). Экипаж и пассажиры, спасшиеся в двух шлюпках, были подобраны японским грузовым судном «Кайо-Мару» и 3 мая доставлены в Шанхай. Затем, с помощью советского консула, моряки и пассажиры на японском пароходе добрались до Дайрена, а оттуда 2 июля команда теплохода «Ангарстрой» и пассажиры прибыли во Владивосток.
1939, 1 мая:
Сформировано 4-е Военно-морское училище в Баку.
25 июня 1939 году переименовано в Каспийское Военно-морское училище. 5 июля 1940 года переведено в разряд высших, 9 февраля 1954 года училищу присвоено имя С.М. Кирова. Директивой Главного штаба ВМФ от 10 сентября 1992 года расформировано в связи с распадом СССР, личный состав переведен в другие училища.
1921, 1 мая:
Народный комиссар по иностранным делам Советской Республики Г.В. Чичерин оповестил по радио все государства об открытии первой мирной навигации в советских водах Балтики.
1921, 1 мая:
Родился Николай Митрофанович Щербаков (1 мая 1921, Родионово-Несветайский район, Ростовская область - 14 декабря 1987, Ростов-на-Дону), сержант, заместитель командира отделения 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, участник героического десанта Д.Ольшанского в Николаев. Герой Советского Союза (20.04.1945).
1920, 1 мая:
Волжско-Каспийская флотилия перебазировалась из Астрахани в Баку.
1918, 1 мая
В Петрограде состоялся первый парад кораблей советского Балтийского флота.
1918, 1 мая:
В Севастополь вступили германские войска. На следующий день в Севастопольскую бухту вошли корабли германо-турецкого флота. Немцы приказали на всех находившихся в бухте кораблях поднять германские флаги. Экипажи отказались.
1918, 1 мая:
Германскими войсками и белогвардейцами захвачен Таганрог.
1918, 1 мая:
В соответствии с постановлением Совнаркома Республики от 20 апреля 1918 года на военных кораблях и судах транспортного флота введено поясное время.
1909, 1 (14) мая:
Родился Валентин Иванович Аккуратов (1909-1993) штурман полярной авиации, заслуженный штурман СССР, писатель.
В полярной авиации с 1934 года, в период с 1947 по 1971 год занимал должность старшего штурмана полярной авиации. Автор учебника по навигации, создатель нового метода самолётовождения в полярных широтах.
1905, 1 (14) мая:
К 50-летию обороны Севастополя в 1854-1855 годов (Крымская война) на Историческом бульваре города в здании, построенном по проекту военного инженера О.И. Энберга и архитектора В.А.Фельдмана, открыта панорама «Оборона Севастополя», созданная художником Ф.А. Рубо. Размер полотна 14x115 м.
После Великой Отечественной войны восстановлена и открыта вновь 16 октября 1954 года.
1904, 1 (14) мая:
Минный заградитель «Амур» (командир - капитан 2 ранга Ф.Н. Иванов) выставил мины на пути японских кораблей, обстреливавших Порт-Артур. На следующий день на этом минном заграждении подорвались два японских броненосца. «Хацусэ» затонул тут же, а «Ясима» - на пути в Японию. За эту минную операцию Ф.Н. Иванов был награжден Георгиевским крестом и золотым оружием.
1901, 1 (14) мая:
Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С.О. Макаров издал приказ «Об улучшенном способе варки щей». В нем он дает ряд практических рекомендаций кокам подчиненных ему кораблей и частей.
...Отсутствие офицерского надзора ведет также к дурному качеству приготовляемой пищи. По случайности у одного кока щи получались хорошие, у другого дурные. Коков подвергали взысканиям, но тут нужно не взыскание, а наука. Нельзя требовать от человека, чтобы он знал то, чему его не учили, и трудно рассчитывать, что офицер покажет коку, как готовить пищу, если он сам этого не знает.
В Черноморском флоте хорошие коки встречаются чаще, и черноморские щи всегда славились своим прекрасным вкусом. Еще пять лет тому назад назначенная мной комиссия под председательством флагманского врача Кнорре изучала черноморский способ варки щей, и с тех пор во многих командах он введен...
При сем присовокупляю, что настоящим приказом устанавливается лишь способ приготовления щей, а не раскладка количества продуктов, которая зависит от имеемых средств и хозяйственных соображений.
Всем, участвовавшим в разработке вопроса о варке командных щей, и в особенности доктору Новикову, объявляю мою сердечную благодарность
ЦГАВМФ, ф. 417, д. 21370, л. 5-7.
1890, 1 (13) мая:
Издано «Общее положение о морских лоцманах» - наиболее полный правовой акт, регламентировавший деятельность лоцманов в России до 1917 года. Учреждено Общество лоцманов России. Создано шесть лоцманских округов: Беломорский, Балтийский, Кронштадтский и Восточный. Руководство лоцманами на всех морях России осуществляло Морское министерство через Главное гидрографическое управление.
1876, 1 (13) мая:
Начал действовать Кыз-Аульский маяк, установленный на оконечности мыса Кыз-Аул. Обеспечивает безопасность плавания при подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря.
1862, 1 (13) мая:
Русский конструктор-изобретатель И.Ф. Александровский представил на рассмотрение Морского министерства «проект устройства подводной лодки для действий против неприятельских кораблей». Указ о строительстве лодки Александр II подписал 4 июля 1863 года. Построена на Балтийском заводе. Спущена на воду 1 июля 1865 года. 2 октября 1869 года во время смотра на Большом Кронштадтском рейде она погрузилась на глубину 11 м и прошла 2.6 мили со скоростью 1.5 узла. В 1871 году при вторичном погружении подлоки на глубину свыше 30 м корпус не выдержал и лопнул. Лодку подняли и в 1901 году разобрали на металл. Это была первая подводная лодка с механическим двигателем.
1861, 1 (13) мая:
Родился Николай Николаевич Апостоли (1861-1937), капитан 1 ранга, начальник Службы связи Балтийского моря (1910-1911). Известный фотограф Российского флота, заведующий первой военно-морской фототехнической лабораторией, автор ряда трудов по фотографии, преподаватель фотодела в ВМУ им. М.В. Фрунзе.
1856, 1 (13) мая:
В Санкт-Петербурге на Васильевском острове основан литейный, механический и строительный завод М.Е. Карра и М.Л. Макферсона (в настоящее время ОАО «Балтийский завод» - флагман отечественного судостроения и кораблестроения). За свою историю балтийскими корабелами построено более 550 кораблей и судов.
1855, 1 (13) мая:
Войска (816 человек) и 282 мирных жителя Петропавловска доставлены морем в залив Де-Кастри, и когда 19 мая 1855 года англо-французская эскадра вторично вошла в Авачинскую губу, в порту уже никого не было.
1840, 1 (13) мая:
Прибытием в Новоархангельск закончилось полукругосветное плавание корабля Российско-американской компании «Николай» под командованием лейтенанта Н.К. Кадникова (вышли из Кронштадта 19 (31) августа 1839 года).
1757, 1 (12) мая:
Из Кронштадта к Мемелю (Клайпеда) вышел отряд кораблей (один линейный корабль, 2 фрегата, 2 бомбардирских корабля, 2 прама) под командованием капитана 2 ранга В.И. Ляпунова.
1742, 1 (12) мая:
В свое последнее путешествие, которое обессмертило его имя, отправился С.И. Челюскин, русский полярный исследователь, исследователь Таймыра из отряда лейтенанта X.П. Лаптева.
1715, 1 (12) мая:
На верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства спущен на воду лучший линейный корабль Петровской эпохи 64-пушечный «Ингерманланд» (заложен по проекту Петра I - 30 октября (10 ноября) 1712 года).
Участвовал в Северной войне, был флагманским кораблем Петра I во многих кампаниях. В 1735 году, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения.
1703, 1 (12) мая:
Русские войска под командованием Б.П. Шереметева взяли штурмом шведскую крепость Ниеншанц. Путь к Балтийскому морю стал свободен. После этого события был изменен царский штандарт: двуглавый орел на нем теперь держал в лапах и клювах не три, а четыре карты с очертаниями Белого, Каспийского, Азовского и Балтийского морей.
На месте сражения в мае того же года был сооружен памятник-холм над братской могилой погибших русских воинов, в центре которого посажен дубок.
1702, 1 (12) мая:
На государственной верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, заложены первые два фрегата, получившие название «Сясьский 1-й» и «Сясьский 2-й» (или «Фан Сас № 1» и «Фан Сас №2»). Спущены на воду в апреле 1703 года После испытаний переоборудованы в брандеры, получившие названия «Этна» и «Везувий».
Отечественная морская история: Памятные и юбилейные даты мая 2025 года.