2,2K подписчиков

«Мерч поддерживает лояльность сотрудников, но не работает сам по себе»

Рассказывает Антон Васюткин, совладелец сети детских клубов и садов Prokids

Мы выпускаем мерч для сотрудников, детей и родителей:

  • одежду — чаще это худи и футболки. Одежда у нас разная, например, футболки для педагогов отличаются от остальных, чтобы сразу было видно, что это они;
  • аксессуары — мешки для детей для сменной обуви, папки для документов. Например, когда родителям передаем подписанные договоры, они в наших фирменных папках.
Это наши футболки, мы выпускаем их в разных цветах
Это наши футболки, мы выпускаем их в разных цветах

Люди, которые получают мерч знают, что его нельзя купить в магазине, это уникальная вещь для тех, кто с нами. И тем самым чувствуют свою принадлежность к нашему сообществу. Это и есть цель нашего мерча — чтобы сотрудники и родители приобщались к компании.

Детям мы дарим мерч на праздники. Думаю, им нравится, что у них есть то же, что у взрослых. Еще у нас отдельный мерч для управляющих партнеров. Мы можем заказать разные вещи за свои деньги, чтобы протестировать, как они носятся и стираются.

Считаю, что мерч нужен, потому что он помогает поддерживать лояльность. Но мерч не работает сам по себе, это скорее небольшой приятное дополнение к тому, что уже есть. Скажем так: лояльность — это содержание, а мерч — упаковка. Если в компании всё плохо, мерч не поможет, нужно сначала разбираться с внутренними проблемами и ценностями, а потом уже заниматься мерчем. Если в компании всё хорошо, мерч поможет поддержать это.

Если в компании всё плохо, мерч не поможет, нужно сначала разбираться с внутренними проблемами и ценностями

Для нас мерч должен быть чем-то носибильным — чтобы люди захотели взять с собой и пользоваться этим, например, одежда, сумки. Крупные компании еще выпускают информационный мерч — календари, ежедневники, ручки, блокноты. Нам он не нужен, а еще мы поддерживаем экологичность и осознанность: зачем плодить блокноты, которыми никто не пользуется. Я недавно разбирал ящики своего стола, а там двенадцать подаренных блокнотов, и все пустые.

Также важно, чтобы мерч был хорошим по качеству. Если это одежда, то она не должна красить, выцветать, растягиваться. Мы время от времени меняем мерч, потому что сотрудники его носят постоянно, он изнашивается. Например, педагогам выдаем по две футболки на восемь-десять месяцев, затем заказываем и выдаем новые.

Зачем компании выпускают свой мерч