«Бери свою метлу, полетели на шабаш», - поет Юрий Хой (Клинских) из группы «Сектор газа».
Именно это и происходит в ночь с 30 апреля на 1 мая.
Вальпургиева ночь или Белтейн, аналогичный Самайну, кельтскому празднику, известному в наши дни как Хэллоун, но только это был праздник плодородия. Кельты верили, что в эти две ночи запечатанные двери между мирами открываются и «недовольные» мертвецы и духи выходят и бродят среди людей, а ведьмы отплясывают на шабаше.
Но не все народы относились к первой майской ночи так, как это делали романоязычные и скандинавские народы. Итальянцы, например, в эту ночь ходят маленькими группами от дома к дому с зеленой веткой, украшенной лентами и цветами и поют песни. Иногда молодой человек из группы может оставить ветвь у дома возлюбленной, и тогда это рассматривается как предложение руки и сердца.
Вальпургиева ночь названа именем святой девы Вальбурги, целительницы.
Как гласит легенда, во время строительства монастыря, на месте которого была захоронена Вальпургис (это - одна из вариаций ее имени), ее могила была осквернена, и потревоженный дух девы явился епископу. Что произошло между ними так и остается загадкой.
Но после этого явления настоятелю мощи Вальбурги были перенесены и захоронены на горе, а рядом забил источник целебной воды. Деву же причислили к лику святых.
Впервые упоминание о главной ночи для ведьм находим в средневековых протоколах инквизиции.
Святая инквизиции считала ведьмами женщин, вступивших в связь с дьяволом. Полагалось, что к утехам с дьяволом прибегали замужние или стесненные нуждой женщины. Много веков девушки были существами слабыми и безропотными и, конечно же, подверженные порокам.
Обвинение в связи с дьяволом было самый распространенным. В этом преступлении подозревали почти всех ведьм. Инквизиторы полагали, что дьявол хитрыми и сладкими речами соблазнял женщину, утешал ее в горе, обещал ей горы сокровищ, обволакивал заботой. Если же ответ был отрицательным, он, как и большинство мужчин, применял силу - колотил несчастную и запугивал ее. В любом случае результат был один – женщина становилась ведьмой.
А почему же чаще дьявол совращал замужних? А потому, что, на основании признаний на судах инквизиторов, соблазнение несвободных женщин было для дьявола двойным удовольствием – он совращал саму женщину и оскорблял брачное таинство.
Шабаш ведьм - кульминация связи с дьяволом. Обычно грандиозная «ведьминская тусовка» совпадала с христианскими праздниками: Пасхой, Троицей, Ивановым днем, Рождеством.
Плюс величайшим событием для них была и сама Вальпургиева ночь.
В эту ночь в народе сохранялись традиции Белтейна, но и добавлялось "свое" – так, ведьм изгоняли, разводили костры, на которых сжигались чучела злых существ, совершались обходы домов с факелами под звон церковного колокола.
Наши предки одевались в одежду красных, оранжевых оттенков, зажигали хотя бы свечу, отгоняли отрицательную энергетику, были осторожны в словах.
Мужчины предпочитали в эту ночь не общаться с девушками, вдруг избранница окажется ведьмой.
Одно из интересных поверий гласило – нельзя приносить в последнюю ночь апреля в дом сирень. Ее запах может задурманить голову, и человеку захочется уйти в другой мир вместе с духами.
Вернемся к шабашам. На самом деле в будни ведьмы тоже собирались на свои "тусовки", один раз в неделю, но именно в Вальпургиеву ночь на шабаше появлялся сам дьявол. Местом для праздника выбирали обычно горы, равнины, кладбища, перекрестки или развалины замков, а когда ничего подобного не было поблизости, для шабаша могли подойти даже городские погреба.
У славян считалось, что все ведьмы летят на Лысую гору, в древности на ней проводились казни неугодных людей и различные обряды язычников.
Одна из самых известных гор для шабаша по праву считается Броккен в Германии. О том, что происходит на вершине, сложено огромное количество легенд и сказок. Погода на вершине этой горы всегда скверная – ледяной ветер, а бывает и снег.
В Швеции есть такая же гора Блокула, ей управляет демон Антессер. Он доставляет на вершину всех участников шабаша и является покровителем шведских ведьм.
Его описывают как мужчину с рыжей бородой и в сером кафтане с красными штанами, на голове остроконечная шляпа.
Шабаш в Вальпургиеву ночь был обязателен для посещения не только каждой уважающей себя ведьмой, но и любым демоном или новообращенным.
Дьявол ударяет ровно шесть раз в специальный гонг за двадцать часов до шабаша. Этот звук не слышен для смертных, а вот нечисть, корчась, не может не явиться по зову хозяина. Тех, кто осмеется ослушаться его, ждали неминуемая кара: сам дьявол насылал на них адские муки, сопровождающие ведьм всю ночь, а на утро забирал жизнь. Духи же лишаются свободы на тысячу лет.
К этому "мероприятию" все тщательно готовились: ведьмы натирались мазью, а потом брали свои метлы, а иногда кочергу или даже ящик, и летели. На метле, по одной из версий, надо летать задом наперед. Путь проходит через дымовую трубу по воздуху, высоко над землею, есть у ведьм есть и другая "опция": бежать на "сходку" в образе собаки, кошки или зайца.
Девушки собираются по 13 человек и ждут дьявола. Он появляется на коне с крыльями летучей мыши, но может явится и в любом из своих обличий. Открывается шабаш, когда сатана садится на трон, а подданные падают ниц.
На шабаше действует принцип «все наизнанку».
Ведьмы отчитываются за свои проступки, самые тяжкие не прощаются, и ведьма отправляется в ад.
Последними же подходят к Господину, как все называют на шабаше дьявола, смертные, продающие свою душу.
Затем начинается сам праздник: все начинают плясать спиной друг к другу, образуя круг. Кроме танцев, происходит трапеза, где все участники шабаша едят отвратительные блюда: жабы, сердца умерших и некрещеных детей, нельзя употреблять хлеб, соль и вино.
После пира опять начинаются пляски.
В полночь все опять падают на колени перед своим повелителем – это момент наивысшего поклонения сатане.
В конце шабаша происходит черная обедня, истинное надругательство над верой христиан. Сатана выходил на алтарь и пародировал обедню, предлагал для поклонения свеклу или красную морковь. Все участники издевались над таинством крещения и наступали ногой на крест.
Шабаш продолжается до появления зари и первого пения петухов. Тогда все исчезало, и все участники разлетались в разные стороны. На обратном пути домой ведьмы разбрасывали свои мази и яды на поля, скот и людей и сеяли повсюду порчу и пагубу.
В Германии каждый год в город Тале отмечается Вальпургиева ночь, вот только из-за пандемии коронавирусной инфекции в этом году опять отменили празднования.
А так, первый такой праздник для смертных был проведен в 1896 году в честь «Фауста» Гете, произведения, где Иоганн Вольфганг подробно описал шабаш ведьм.
1 мая в Германии считается официальным выходным.
(С) Ангелина Бржевская